Ольга НИКОЛЬСКАЯ

Под землей и на земле

На метро - на дачу: фантазия или реальность?

Метро уже ушло за Кольцевую дорогу (МКАД) в Бутово. Вторая линия пересечет МКАД в сторону Солнцева на 47-м километре (ЗАО). Третья пройдет за Строгино в районе 65-го километра (СЗАО).

Выполнена трассировка (есть такой обязательный этап дорожного строительства) Солнцевской линии "легкого" метро. Ее начнут строить в этом году, когда первый участок такой же "легкой" Бутовской линии уже вступит в стадию приемки. Обе эти эстакадные линии у границ города похожи друг на друга, даже по протяженности. Бутовская - 10,8 км, Солнцевская - около 11 км.

По расчетам специалистов, - говорит вице-президент ОАО "Метрогипротранс" Сергей Лубоцкий , которому скоро исполняется 70 лет, - сеть Московского метрополитена должна быть удвоена. Но лаже совместными усилиями городские и федеральные власти средств на решение такой грандиозной задачи найти не смогут. Поэтому наш мэр и проводит настойчиво в жизнь идею строительства на периферии города «легкого» метро. Переход с тоннельного варианта на эстакадный и ускоряет, и удешевляет работы. В результате уже в нынешнем году москвичи смогут воспользоваться услугами 5 станций Бутовской линии. А в 2005 году Бутовская и подобная ей Солнцевская линии будут пушены полностью. «Надземка» придет в «Новопеределкино» и в «Новокурьяново»...

— Обо всем этом «Вечерка» уже успела написать. Но хочется, как говорится, подробностей. Где же конкретно пройдет Солнцевская линия?

- Начнется она от станции «Юго-Западная» Сокольнической линии. Головной участок здесь, как и в Бутове, будет подземным, а дальше, до станции «Новопеределкино», линия целиком пойдет по эстакаде. «Юго-Западная» станет пересадочным узлом. Рядом с существующей станцией проектируется «легкая» станция на том же уровне, что делает удобным переход пассажпров между станционными залами будет большое подземное пространство с расположенными здесь торговыми точками.

- «Легкое» метро начинается под землей для упрощения пересадки?

- Прежде всего — ради комфорта пассажиров. Но, кроме того, решаются технические проблемы: не придется закрывать выезд с улицы Покрышкина на проспект Вернадского. Тоннель сократит расходы на перекладку коммуникационных сетей. Он проходит ниже этой «паутины», хотя и не очень глубоко. Первые 700—800 метров пути - это щитовая проходка. Шит привезут из Бутова. В конце февраля там, у станции «Бульвар Дмитрия Донского», была закончена проходка первого тоннеля, а после завершения второго — 6-метровый шит канадского производства начнет работу на «Юго-Западной».

Рабочие чертежи впечатляют. По многократно перечерченной трассе на карте ЗАО видно, что оптимальный вариант был найден совсем не так просто. Пройдя под улицей Покрышкина, линия выйдет на поверхность и поднимется на эстакаду. Здесь, на пересечении с Тропаревской улицей, планируется первая после «Юго-Западной» станция.

- Как же мы будем подниматься на эстакадные станции?

- Без проблем. Линия «легкого» метро рассчитана на проезд под ней грузового транспорта с габаритами высоты до 5 с половиной метров. Платформы расположены на высоте 9 с небольшим метров. С них открывается прекрасный обзор! Но вестибюли с кассовыми залами находятся на уровне тротуаров. Отсюда пассажиров к поездам будут доставлять эскалаторы.

Следующая станция с рабочим названием «Олимпийская деревня» намечена у пересечения Мичуринского проспекта с Никулинской улицей. Эстакада здесь делает поворот в сторону МКАД и пересекает ее возле развязки с Боровским шоссе. Здесь должна быть станция «Востряково». Далее линия метро идет вдоль Боровского шоссе. Станции планируются на пересечениях с улицей Богданова, Солнцевским проспектом и с улицей Шолохова, что уже на самом краю «закольцевой» Москвы. Но станция, называемая «Новопеределкино» не будет вечно последней на линии. Предполагается в будущем продлить трассу до аэропорта «Внуково» - выйти не только за пределы МКАД, но и за черту города.

- Движение до «Новопеределкино» должно быть открыто в 2005 году. Это реально, если строительство линии начнется только в конце года нынешнего?

- Вот вам еще одно свидетельство преимущества «легкого» метро - скорость строительства. Как и на Бутовской линии, здесь будет два пусковых комплекса. Приблизительно в середине 2005 года намечается открыть движение до Солнцевского проспекта и сдать в эксплуатацию депо, расположенное недалеко от Западной водопроводной станции. А в конце того же года — открыть всю линию. Позднее будет продлена и сама Сокольническая линия «классического метро» от «Юго-Западной» до станции «Тропарево», на пересечении проспектов Ленинского и Вернадского.

Эстакадный вариант хорош на окраинах, где трассе не нужно пробиваться сквозь густую застройку. "Легкое" метро справляется с пассажиропотоком до 25 тысяч человек в час пик. На Солнцевской линии прогнозируется поток в 10—12 тысяч. На станции «Востряково» по будням вообще не очень много пассажиров. «Пиковый наплыв» ожидается лишь в традиционные дни посещения Востряковского кладбища. А на классических линиях метро в час пик на максимальных перегонах некоторых линий проезжают 60 тысяч человек. В подобных случаях «легкое» метро неприменимо. Поэтому линия, ведущая в Митино, проектируется в подземном варианте. Хотя она тоже выходит за пределы МКАД, но здесь прогнозируется гораздо больший пассажиропоток, чем на Бутовской и Солнцевской линиях.

- Очевидно, с учетом нагрузки на Филевскую линию после продления ее до Митина здесь строится линия-дублер?

- Это не дублер. Это, если формулировать кратко, спрямление пути. Но не только. Как известно. 9 мая должна открыться новая станция «Парк Победы», первая в 2003 году. В силу геологической обстановки она стала самой глубокой на московском метрополитене. На старых схемах она обозначапась как конечная, но после «Парка Победы» у линии будет очень важное продолжение. Рядом с этой станцией уже есть стройплощадка с соответствующей техникой. Без паузы начнется прокладка тоннеля дальше, в сторону станций «Минская» и «Славянский бульвар» (на одноименных улицах). Затем трасса пройдет под Кутузовским проспектом и будет сделана «врезка» в Филевскую линию возле станции «Кунцевская».

- И когда будет готов этот новый участок Филевской линии?

- Полностью движение должно быть открыто к 2008 году. Но участки будут вводиться постепенно. Что даст новый путь от «Парка Победы» до «Кунцевской»? Сейчас поезда идут по Филевской линии от «Кутузовской» до «Пионерской» со скоростью 20 километров в час. а нормальная среднетехническая скорость на метрополитене (с учетом остановок) 42—43 километра. После окончания строительства дорога от «Крылатского» до «Киевской» будет и более быстрой, и более комфортной. Мерзнуть в вагонах, как на прежней Филевке, не придется.

- Вся трасса до Митина уже определена?

- Не только определена — жители Митина и Строгина могут видеть, что отдельные участки уже строятся. Но проектантам придется внести некоторые коррективы. Впервые линия метро выходит из города в районе Мякининской поймы Москвы-реки, пересекая участок области. По просьбе областных властей здесь проектируется дополнительная станция. Сейчас уточняем ТЭО. Но строительство не замедлится.

- Если метро уже выходит в область, то почему бы не протянуть его, к примеру, до аэропорта «Шереметьево»? Все знают, как трудно туда добираться...

- Это действительно серьезная проблема. Цивилизованного общественного транспорта здесь нет. Правительство Москвы поручило нам до конца года решить проблему связи «Шереметьево» с центром города; дать обоснование необходимым инвестициям, просчитать варианты трассировки и даже определить стоимость проезда пассажиров! Метро в «Шереметьево» проводить не предлагаем, но, безусловно, транспортную связь с городом должен обеспечить внеуличный рельсовый транспорт с адаптированным типом подвижного состава. Что это будет? Рельбус, модернизированная электричка? Сказать пока не могу. Но думаю, что в 2007—2008 годах мы будем ездить в аэропорт «Шереметьево» самым быстрым и комфортным образом.

Источник: газета "Вечерняя Москва", 17 марта 2003.

Back
Rambler's Top100