Анжела Якубовская

Иван Лубенников:
Красота в метро оплачена здоровьем художников.
Но их, увы, никто не знает.

На днях министр культуры Александр Авдеев вручил Премии правительства РФ в области культуры за 2011 год. Одним из лауреатов стал художник-монументалист Иван Лубенников, отмеченный за оформление интерьеров станций московского метро «Маяковская», «Славянский бульвар» и «Сретенский бульвар».

Ivan Lubennikov

Иван Леонидович, вы старались оформить « свои» станции в каком-то одном оригинальном стиле?

Нет, мои работы не замкнуты в каком-то определенном стиле. Их просто нельзя было делать одинаково. У каждой станции — свой стиль, помимо художественного, есть еще и архитектурное решение. Так, «Маяковская» создана уже очень давно, а мною оформлен только новый выход со станции. Когда надо «продолжить пространство» уже состоявшееся, ставшее высоким образцом подземной архитектуры, тут не до самовыражения.

Придумывать что-то отдельное было бы некорректно по отношению к Александру Дейнеке, мозаики которого украшают станцию. Надо было как-то жить в работах этого художника, отнестись к ним корректно, и я выбрал тот же материал, что и был раньше. Кроме того, поставил задачу вернуть станцию «Маяковская» к своим историческим корням, всетаки она названа в честь великого поэта. Я избрал футуристический ход — помимо всего прочего написал на полях обрывки из любовной лирики Маяковского.

Вы поклонник его творчества?

На лирике Маяковского я взрослел. Принимал самое прямое участие в создании современной экспозиции музея на Лубянке. У нас в школах в основном зубрили стихи про советский паспорт, а его любовную лирику мало кто знает. Я же люблю именно ее, многое помню наизусть и очень хочу, чтобы кто-то, прочитав на станции обрывки стихов, открыл книгу и прочел их полностью. У меня ощущение, что станция удалась. Правда, что касается архитектуры, то в некоторых местах наделали глупостей, и я очень недоволен светом.

На станциях «Сретенский бульвар» и «Славянский бульвар» полностью применены ваши художественные решения?

«Бульвары» двигались практически параллельно. «Сретенский бульвар» — самая глубокая станция и одновременно одна из самых высоких точек в городе. Чем глубже пространство, тем сильнее хочется ощутить воздух. В качестве материала мы выбрали магический и практически вечный материал — травленую сталь. Это мое личное изобретение. Когда приходит продуктивная идея, то эскизы и разработки делаются быстро. Дальше начинается трудоемкая технологическая цепочка, которая выполняется большой командой.

Кто в вашей команде?

Шесть человек — все выпускники моей мастерской Суриковского института. Теперь это сложившаяся команда, проверенная годами, мне с ними легко. Производство было в разных местах, требовалась большая площадь листов для покрытия, их надо было протравить, согнуть, перевести на них шелкографию и изображения.

В городе Купавне организовали специальную «травильню», а это азотная кислота, довольно вредное производство. Глядя на красоту в подземке, москвичи не подозревают, что для ее создания многие положили свое здоровье. К сожалению, коллеги-художники, которые работают в архитектуре, почти никому не известны…

В 2009 году вы оформили одну из центральных станций парижского метро — «Мадлен». Можете рассказать об этом?

Я долго думал над решением, и у меня получилась объемнопространственная композиция из металла с цветным стеклом и бронзовым рельефом под названием «Курочка Ряба». Световым решением я очень доволен, станция освещена именно так, как я спроектировал. И когда наши соотечественники ее проезжают, многие чувствуют «русский дух». Пока готовились конструкции, мы с учениками целый месяц прожили в Париже, походили по музеям и выставкам, напитались свежими идеями.

Вы преподаете в Художественном институте имени Сурикова. Кто нынче учится на художника?

Сейчас девушек приходит во много раз больше. Мальчики заняты тем, что зарабатывают деньги.

Не будет со временем перекоса в сторону женщин-художниц?

Скажу вам крамольную вещь: процент талантливых людей невелик. Чтобы появился один настоящий художник, нужно набрать тысячу студентов. У нас очень большая мастерская, 60 человек. уделить внимание всем очень трудно.

Естественно, выбираешь самых способных. Сотрудничество предлагаю в основном мужчинам, у них больше конструктивной смекалки. Но есть девочки, которые сто очков мальчикам вперед дадут, их я привлекаю для работы, где требуются женские руки.

В советское время художникам помогало государство, сейчас все по-другому. Какие перспективы у молодых выпускников художественных вузов?

Я говорю ученикам: «Если хоть что-то будете делать лучше других, без работы никогда не останетесь».


СПРАВКА:
Иван Лубенников родился в 1951 году в Минске.
Народный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств, профессор МГАХИ им. В. И. Сурикова.
Автор оформления фасада московского Театра на Таганке, участвовал в создании Государственного музея В. Маяковского.
Художественно оформил три станции столичной подземки и станцию «Мадлен» парижского метро.

Источник: газета “Вечерняя Москва”, 11 марта 2012 года.
<< МЕТРО Интервью
<< METRO Interview

Rambler's Top100