Анжела Якубовская Иван Лубенников: На днях министр культуры Александр Авдеев вручил Премии правительства РФ в области культуры за 2011 год. Одним из лауреатов стал художник-монументалист Иван Лубенников, отмеченный за оформление интерьеров станций московского метро «Маяковская», «Славянский бульвар» и «Сретенский бульвар». Иван Леонидович, вы старались оформить « свои» станции в каком-то одном оригинальном стиле? Нет, мои работы не замкнуты в каком-то определенном стиле. Их просто нельзя было делать одинаково. У каждой станции — свой стиль, помимо художественного, есть еще и архитектурное решение. Так, «Маяковская» создана уже очень давно, а мною оформлен только новый выход со станции. Когда надо «продолжить пространство» уже состоявшееся, ставшее высоким образцом подземной архитектуры, тут не до самовыражения. Придумывать что-то отдельное было бы некорректно по отношению к Александру Дейнеке, мозаики которого украшают станцию. Надо было как-то жить в работах этого художника, отнестись к ним корректно, и я выбрал тот же материал, что и был раньше. Кроме того, поставил задачу вернуть станцию «Маяковская» к своим историческим корням, всетаки она названа в честь великого поэта. Я избрал футуристический ход — помимо всего прочего написал на полях обрывки из любовной лирики Маяковского. Вы поклонник его творчества? На лирике Маяковского я взрослел. Принимал самое прямое участие в создании современной экспозиции музея на Лубянке. У нас в школах в основном зубрили стихи про советский паспорт, а его любовную лирику мало кто знает. Я же люблю именно ее, многое помню наизусть и очень хочу, чтобы кто-то, прочитав на станции обрывки стихов, открыл книгу и прочел их полностью. У меня ощущение, что станция удалась. Правда, что касается архитектуры, то в некоторых местах наделали глупостей, и я очень недоволен светом. На станциях «Сретенский бульвар» и «Славянский бульвар» полностью применены ваши художественные решения? «Бульвары» двигались практически параллельно. «Сретенский бульвар» — самая глубокая станция и одновременно одна из самых высоких точек в городе. Чем глубже пространство, тем сильнее хочется ощутить воздух. В качестве материала мы выбрали магический и практически вечный материал — травленую сталь. Это мое личное изобретение. Когда приходит продуктивная идея, то эскизы и разработки делаются быстро. Дальше начинается трудоемкая технологическая цепочка, которая выполняется большой командой. Кто в вашей команде? Шесть человек — все выпускники моей мастерской Суриковского института. Теперь это сложившаяся команда, проверенная годами, мне с ними легко. Производство было в разных местах, требовалась большая площадь листов для покрытия, их надо было протравить, согнуть, перевести на них шелкографию и изображения. В городе Купавне организовали специальную «травильню», а это азотная кислота, довольно вредное производство. Глядя на красоту в подземке, москвичи не подозревают, что для ее создания многие положили свое здоровье. К сожалению, коллеги-художники, которые работают в архитектуре, почти никому не известны… В 2009 году вы оформили одну из центральных станций парижского метро — «Мадлен». Можете рассказать об этом? Я долго думал над решением, и у меня получилась объемнопространственная композиция из металла с цветным стеклом и бронзовым рельефом под названием «Курочка Ряба». Световым решением я очень доволен, станция освещена именно так, как я спроектировал. И когда наши соотечественники ее проезжают, многие чувствуют «русский дух». Пока готовились конструкции, мы с учениками целый месяц прожили в Париже, походили по музеям и выставкам, напитались свежими идеями. Вы преподаете в Художественном институте имени Сурикова. Кто нынче учится на художника? Сейчас девушек приходит во много раз больше. Мальчики заняты тем, что зарабатывают деньги. Не будет со временем перекоса в сторону женщин-художниц? Скажу вам крамольную вещь: процент талантливых людей невелик. Чтобы появился один настоящий художник, нужно набрать тысячу студентов. У нас очень большая мастерская, 60 человек. уделить внимание всем очень трудно. Естественно, выбираешь самых способных. Сотрудничество предлагаю в основном мужчинам, у них больше конструктивной смекалки. Но есть девочки, которые сто очков мальчикам вперед дадут, их я привлекаю для работы, где требуются женские руки. В советское время художникам помогало государство, сейчас все по-другому. Какие перспективы у молодых выпускников художественных вузов? Я говорю ученикам: «Если хоть что-то будете делать лучше других, без работы никогда не останетесь». СПРАВКА: Источник: газета “Вечерняя Москва”, 11 марта 2012 года.
|