Инна Левит

“Маяковка” выходит на Триумфальную

Гигантских размеров нора, вырытая в самом центре Москвы, – именно так выглядит сейчас с «земли» второй вход на станцию метро “Маяковская”. Зрелище и впрямь удивительное. Если смотреть на стройку сверху, то кажется, что многометровая «дыра» готова поглотить игрушечные экскаваторы и копошащихся рядом малюсеньких людей. А у уходящего куда-то очень глубоко вниз тоннеля словно нет конца и края.

– На самом деле длина этого эскалаторного тоннеля всего 60 метров, – объясняет мне заместитель главного инженера СМУ-8 Метростроя Александр Кормушин. – Вполне обычный размер для станций московского метро. Зато за ним начинаются переходящие один в другой коридоры – их целых четыре. А между третьим и четвертым коридорами будет еще один тоннель с эскалаторами.

Смотрю на схему строительства – коридоры похожи на лабиринт. О своем впечатлении сообщаю Александру Николаевичу.

– Конструкция действительно довольно сложная, – соглашается он со мной. – Казалось бы, чего проще – подвести один наклонный ход (так строители называют тоннель с эскалаторами. – Ред.) напрямую к станции. Но, к сожалению, из-за того, что работы ведутся в центре Москвы, сделать это было нельзя. Пришлось бы перекрывать Тверскую улицу. Да что там – добрую половину центра превратили бы в стройплощадку… И это лишь одна из многих сложностей, с которыми приходится сталкиваться специалистам при сооружении метро в старой Москве.

Застройка в районе нынешних работ очень плотная. Малейшая ошибка – и может начаться деформация земной поверхности. А это, в свою очередь, нарушит существующие инженерные сети, здания трещинами пойдут. – Видите, какая стройплощадка маленькая, – говорит мне гендиректор СМУ-8 Метростроя Николай Сорокин. – Здесь ее границами, по сути, являются грани котлована. Места для складирования материала и то нет. Плотная окружающая застройка диктует методы работы.

Старые московские здания действительно тесно примыкают к стройке. Жителям некоторых домов совсем не нужно напрягать зрение, чтобы увидеть из своих окон, что на ней происходит. Но, честно говоря, рабочим стыдиться нечего: стройплощадка удивительно чистая (все-таки месторасположение обязывает). Даже в городских конкурсах призовые места занимала…

Второй вход на “Маяковскую” был задуман около 10 лет назад по нескольким причинам. Прежде всего из-за того, что действующий вестибюль просто перестал справляться с потоком пассажиров. Станция была построена в 1938 году, и единственный вход на нее не был рассчитан на теперешнее столпотворение. К тому же за долгие годы он порядком обветшал и сейчас требует срочного ремонта. Без второго вестибюля заняться реконструкцией нельзя – иначе придется просто закрыть станцию.

А как же москвичи будут обходиться без “Маяковской”? Поэтому пять лет назад началось строительство дополнительного входа.

Вернее, к нему и приступить-то толком не успели – только площадку разбили, как возникли проблемы с финансированием. «Пауза» затянулась до весны прошлого года, когда деньги наконец нашлись. Даже удалось впервые привлечь частные инвестиции. Коммерсанты, которые помогают городу строить метро, потом возведут здесь торговоделовой центр. Новый вестибюль “Маяковской” расположится под его первым этажом и будет иметь тут два выхода: один на улицу, а другой – в само здание.

– Честно говоря, мы думали, что вестибюль удастся открыть к маю 2005 года, – говорит начальник метрополитена Дмитрий Гаев, – но возникли сложности, которых мы не ожидали. Их не было ни в планах, ни в чертежах. Проблема оказалась настолько серьезной, что на четыре месяца затормозила строительство. Стройке помешали грунтовые воды. Скорость их движения оказалась выше предполагаемой, и поэтому рабочим слишком долго не удавалось полностью заморозить их, чтобы проложить через опасную зону эскалаторный тоннель. Но теперь все это в прошлом.

Тоннель практически готов и, по словам Николая Сорокина, в марте будет сдан под монтаж оборудования.

– Второй выход “Маяковской” – это, конечно, очень сложная конструкция, – продолжает Дмитрий Гаев. – Но мы надеемся, что ко Дню города 2005 года он примет пассажиров.

Заодно Дмитрий Владимирович поведал и о том, чем еще порадует метрополитен жителей столицы в ближайшие годы. Так, по его словам, на 2005 год намечен пуск линии мини-метро. То есть, садясь в поезд на станции “Александровский сад”, москвичи смогут уехать от стен Кремля до делового центра Москва-Сити. Одновременно будет вестись работа еще на двух направлениях. Во-первых, на центральном участке Люблинско-Дмитровской линии – он протянется от станции “Чкаловская” через “Сретенский бульвар”, “Трубную площадь” и “Достоевскую” до “Марьиной Рощи”.

Эту ветку планируется запускать в два этапа. Сначала в 2006 году «салатовую» линию продлят до “Трубной площади”, с которой можно будет сделать пересадку на станцию “Цветной бульвар” Серпуховско-Тимирязевской ветки. К тому же на Люблинско-Дмитровском радиусе появятся переходы на Сокольническую и Калужско-Рижскую линии. А в конце 2008 года предполагается открыть станции “Достоевская” и “Марьина Роща”. Второе важное направление – Строгинско-Митинская линия. От “Киевской” она проляжет до “Кунцевской”, захватит участок Филевской линии до “Крылатского” и оттуда через строящийся Серебряноборский тоннель дотянется до Строгина.

Планируется, что это случится не позже 2008 года. Возможно, ветка будет вводиться в строй поэтапно.

Продолжатся работы и на линии «легкого метро» в Солнцеве. Там, кстати, тоже приходится сталкиваться с массой сложностей – надо перекладывать коммуникации, выводить объекты из зоны строительства и прочее.

Источник: газета “Вечерняя Москва”, N234, 10 декабря 2004 года.

Back
Rambler's Top100