Анна Милькина Город глобально и комплексно обновил транспортную систему. Развитие транспортной инфраструктуры считается одной из ключевых задач Московской агломерации. Мэр Москвы Сергей Собянин уже представил программу развития транспорта, которая направлена на снижение трафика в городе, сокращение времени поездок и создание комфортного городского транспорта. За это направление работы в столичном правительстве отвечает вице-мэр Максим Ликсутов. В интервью «Ведомостям» он рассказал о главном, что сделано для города, и о планах на ближайшие годы, которые позволят сделать столичный транспорт локомотивом для развития. – По каким основным параметрам вы оцениваете эффективность работы транспортного комплекса – для москвичей и для экономики города? – С 2010 по 2023 год город глобально и комплексно обновил транспортную систему. Под руководством мэра Москвы мы расширили сеть метро, интегрировали железную дорогу в систему городского транспорта – запустили МЦД и МЦК, заменяем подвижной состав, провели реформу наземного транспорта и такси, запустили самую современную в мире билетную систему и новые виды городской мобильности: регулярные маршруты речных электросудов, каршеринг, городской прокат велосипедов и самокатов. Наведён порядок на дорогах, повышена безопасность дорожного движения, построены новые магистрали. Мы применяем комплексный подход – развиваем все виды транспорта одновременно. Эти и другие меры позволили Москве успешно решать транспортные проблемы, которые накапливались до этого десятилетиями. Выросла средняя скорость движения в столице, повысилось доверие к городскому транспорту и его популярность. Благодаря транспорту город сегодня экономически активен, развивается, создаются комфортные условия для жизни, учебы и работы в Москве. Расширение транспортных узлов приводит к развитию территорий – В программе развития транспортного комплекса Москвы до 2030 г. в качестве приоритетного направления обозначено развитие рельсового транспорта (метро, МЦД и городского трамвая). Что даст запуск новых линий метро – Троицкой, Рублёво-Архангельской и Бирюлёвской? – Развитие метро и городского железнодорожного транспорта – одна из наших приоритетных задач. До 2030 года планируем открыть три упомянутые линии метрополитена и 48 станций рельсового каркаса, в том числе 39 новых станций метро и 9 новых/реконструированных станций МЦД. Благодаря этому миллионы жителей столицы получат метро в пешей доступности и десятки новых удобных маршрутов. Число москвичей, которые живут вблизи станций рельсового каркаса, вырастет до 93%. Для сравнения: в 2010 году таких жителей было 72%. Поездки 1 млн пассажиров в сутки станут до 30% быстрее, а также комфортнее – за счёт появления новых маршрутов и перераспределения пассажиропотоков, обновления поездов. На дорогах и в наземном городском транспорте станет ещё свободнее. И конечно, это стимул для развития районов: везде, куда приходит метро, активизируется строительство недвижимости, улучшается социальная инфраструктура, растёт малый бизнес, создаются новые рабочие места. – Мэр Москвы Сергей Собянин говорил о планах по дальнейшему развитию ЦТУ. Что этот проект даст регионам и их жителям? – Это очень масштабный проект и крайне важный для всей страны. В рамках программы развития Центрального транспортного узла (ЦТУ) к 2030 году планируем сделать железнодорожный транспорт комфортнее и доступнее для жителей 11 регионов России. Появятся новые маршруты до Калуги, Твери, Тулы, Рязани, Ярославля и других городов, а интервалы движения поездов значительно сократятся, фактически Московские центральные диаметры должны расшириться по всему Центральному федеральному округу. Комфорт поездок в ЦТУ повысится, так как пассажирам будут доступны удобные и быстрые пересадки на другие виды транспорта, перехватывающие парковки, обновленные платформы с современными сервисами. Жителям станет проще добираться и до населенных пунктов, которые расположены между региональными центрами. Люди смогут ездить между городами на пригородном поезде и тратить меньше времени как на его ожидание, так и на дорогу. Можно будет экономить в пути до 50% времени. Цель развития ЦТУ – это превращение железнодорожного транспорта в основу связи регионов и городов, полное обновление парка поездов и сокращение интервалов движения с 3 часов до 30 минут к 2030 году. На опыте Москвы и Московской области мы уже убедились, что расширение транспортных узлов приводит и к активному развитию прилегающих территорий. Например, в радиусе 500 м количество кассовых аппаратов увеличивается в среднем в 6 раз. Это свидетельствует о росте малого бизнеса, сферы услуг и количества новых рабочих мест. – Назовите, пожалуйста, основные цели по развитию городского трамвая. В каких районах столицы в ближайшие годы могут быть построены трамвайные линии? – Трамвай традиционно один из самых любимых видов городского транспорта у москвичей, и его популярность продолжает расти. Благодаря тому что трамвайные сети переданы под управление Московского метрополитена, инфраструктура становится частью нового рельсового каркаса города. У москвичей появляется ещё больше быстрых и удобных маршрутов. Каждый день на линию выходят около 500 трамваев, на которых по будням совершается примерно 700 000 поездок. Количество пассажиров постоянно увеличивается, и мы стремимся, чтобы ещё больше горожан сделали выбор в пользу этого транспорта. В течение нескольких лет планируем полностью обновить парк – он уже на 95% состоит из самых современных низкопольных моделей, а к 2030 году закупим ещё 200 вагонов. Это очень комфортные трамваи: они почти бесшумные, без ступенек – в них удобно ходить, установлены медиаэкраны и кондиционеры. Трамвайные линии в ближайшие годы появятся на улице Сергия Радонежского. А также на проспекте Академика Сахарова, причем часть маршрута трамваи будут ходить без контактной сети – на автономном ходу. Новый участок между метро «Площадь Ильича» и Андроньевской площадью даст возможность запустить прямой маршрут по шоссе Энтузиастов до Курского вокзала. А линия на проспекте Академика Сахарова соединит два отдельных трамвайных сегмента в разных районах города и позволит создать новые, очень удобные для москвичей диаметральные маршруты через центр Москвы. – Рассматривается ли восстановление каких-либо линий, закрытых в 1990-е и 2000-е годы? – Да, уже восстанавливаем линию на Трифоновской улице, где движения трамваев нет с 1995 года. В мае наши специалисты начали укладывать новые пути. Возрождённая линия соединит Рижский вокзал с ключевыми точками притяжения в центре города. Всего в этом году заменим около 3 км путей по всей Трифоновской улице, а в 2025-м построим новый небольшой участок по улице Гиляровского до Рижского вокзала, здесь снова начнут ходить трамваи. Ещё одним надежным видом транспорта смогут пользоваться более 70 000 человек, которые живут или работают в этом районе в пешей доступности к линии. Таким образом, в ближайшие годы мы планируем открыть движение на трёх трамвайных линиях – на Трифоновской улице, улице Сергия Радонежского и проспекте Академика Сахарова. Это решение не имеет аналогов в мире – Планируется ли развитие транспортных маршрутов речных электросудов в центре города? – Мы видим, что регулярный речной электротранспорт пользуется огромной популярностью. Уникальные, не имеющие аналогов в мире электрические суда сделаны в России по заказу правительства Москвы, и в них есть всё для самой комфортной поездки: удобные сиденья, панорамные окна, медиаэкраны, USB-слоты для зарядки смартфонов, места для велосипедов и самокатов, встроенные кулеры с питьевой водой. Электросуда тихие и на 100% экологичны. Зарядка судов происходит в процессе посадки/высадки пассажиров на причале. Это решение не имеет аналогов в мире. Современные причалы оборудованы комфортными зонами ожидания, там есть санузлы, можно купить воду и кофе в поездку. Первый маршрут почти год назад открыли президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин. Второй маршрут, «ЗиЛ – Печатники», начал работать в сентябре прошлого года. С момента запуска на инновационных электрических судах пассажиры совершили уже более 750 000 поездок. Это превосходит все наши ожидания. На днях мы продлили первый регулярный маршрут до причала «Парк Фили». Дальше будем запускать новые причалы-остановки по мере готовности инфраструктуры на обоих маршрутах и сокращать интервалы движения. – Сколько электрических судов планирует приобрести город в ближайшее время? Сохранится ли традиция именования судов в честь малых рек Москвы? – Мы ожидаем, что к 2030 году столичный электрофлот будет состоять из 60 электрических судов, работающих круглогодично. Сейчас строим самую современную в мире верфь напротив Южного речного вокзала. Наши специалисты также прорабатывают перспективные речные маршруты. Считаю, что идея называть электрические суда в честь московских рек очень удачная, спасибо москвичам, что поддержали. Уверен, что мы продолжим такую традицию. Бизнесу нужно время, чтобы внести все необходимые изменения – Как оцениваете ситуацию с электровелосипедами доставщиков? Планируются ли регуляторные ограничения и насколько жесткие? Например, чтобы доставщики ехали только по велодорожкам или по выделенной полосе на проезжей части? – Курьерская доставка за последние годы стала очень востребованным сервисом, которым регулярно пользуется почти каждый житель столицы. Сегодня в городе более 100 000 курьеров работают на велосипедах и электросамокатах, суммарно они выполняют до полумиллиона заказов в сутки. Это огромное количество поездок, и нам важно, чтобы они становились безопаснее для всех участников движения: и автомобилистов, и пешеходов, и самих курьеров. Наши прогнозы говорят о том, что к 2030 году количество заказов для курьеров увеличится до 1,5 млн в день. Транспортный комплекс Москвы вместе с крупными компаниями доставки разработал и утвердил единый стандарт работы московских курьерских служб. Согласно ему каждый сотрудник доставки должен будет регистрироваться в системе правительства Москвы АИС «Таксомотор», проходить проверку личности и подлинности документов. К работе будут допускаться только те курьеры, которые получили цифровой профиль в системе и прошли обучение. Сейчас по ПДД водители на велосипедах должны двигаться по велоинфраструктуре, а при её отсутствии – по правому краю проезжей части или выделенной полосе для городского транспорта. В стандарте мы определили требования и к транспорту курьера. Например, будут обязательны встроенный ограничитель скорости, передние и задние фонари, звуковой сигнал и светоотражающие элементы. За соблюдением правил курьерами будут следить сотрудники Госавтоинспекции, а ЦОДД – выявлять нарушения по городским камерам. – В какой стадии сейчас переговоры с заинтересованными сторонами по этому вопросу (в основном с ритейлерами)? – Как я уже сказал, мы разрабатывали и утверждали стандарт совместно с московскими операторами сервисов доставки. Понимаем, что бизнесу нужно время, чтобы внести все необходимые изменения. Мы обсудили с курьерскими службами сроки и определили, что запускать регулирование будем в три этапа. С 15 мая 2024 года уже вступили требования к внешнему виду курьеров. С 1 октября обязательными станут номера на транспорте и сумках доставщиков, а также светоотражающие элементы на одежде и сумках. А с 1 мая 2025 года все электровелосипеды и самокаты курьеров должны быть оборудованы встроенным ограничителем скорости, интегрированы в медленные зоны и передавать трек поездки. – У этих видов транспорта нет госномеров, поэтому в случае столкновения их нельзя зафиксировать, а скрыться с места столкновения без последующих санкций довольно просто. Как дептранс планирует решать эту проблему? – На самом деле на велосипедах курьеров уже есть номера, а по новому стандарту они должны быть укрупненными и размещаться спереди и сзади транспортного средства. В этом году мы ввели такие номера и на самокатах проката. В результате выявлять нарушения ПДД по городским камерам и устанавливать ответственность стало быстрее и проще. Такую же практику начнём применять и для отслеживания нарушений правил доставщиками. Также я уже упомянул, что номера появятся на их сумках, это позволит идентифицировать курьера во время движения пешком и в момент передачи заказа. Сотрудники нашего Ситуационного центра ЦОДД отслеживают дорожную ситуацию по камерам 24/7 и передают руководителям компаний доставки данные обо всех нарушениях, которые допускают курьеры. А Госавтоинспекция проводит регулярные проверки и штрафует доставщиков в случае несоблюдения правил. Вместе с ГАИ, ЦОДД и компаниями доставки мы продолжим развивать необходимую инфраструктуру и повышать безопасность поездок. Мы стремимся сделать нашу инфраструктуру независимой – Как построена IT-система Дептранса и московского транспорта? Чьё ПО используется? Какая доля ПО российского производства? – С 2011 г. мы развиваем интеллектуальную транспортную систему Москвы – это комплексная структура для мониторинга и управления дорожным движением. Сейчас она включает в себя более 59 000 светофоров, 3800 камер фотовидеофиксации, более 300 дорожных табло, 3900 датчиков, 1400 камер видеоаналитики и многое другое – это одна из крупнейших в мире интеллектуальных транспортных систем. Все дорожное оборудование – камеры фотовидеофиксации, светофоры и знаки – всегда было только от отечественных производителей. Российскими являются и умные камеры на МКАД и ключевых магистралях, которые выявляют инциденты на проезжей части. Мы стремимся сделать всю нашу информационную инфраструктуру независимой и полностью отечественной. Сейчас почти 90% информационных систем, которые использует московский транспорт, российского производства. До 2025 г. планируем перейти на 100% в части значимых объектов критической информационной инфраструктуры. Тем более что на российском рынке уже представлены технологии, которые отвечают нашим высоким требованиям. – В Сан-Франциско уже ездят по улицам такси без водителей. Как оцениваете потенциал внедрения беспилотного транспорта в Москве? Снизит ли это загруженность дорог в городе и уровень аварийности? – Однако это породило в Сан-Франциско проблемы с ростом количества ДТП и недоверием со стороны местных жителей. Самое главное – это вопрос безопасности такого транспорта. Отечественные разработчики тестируют беспилотные автомобили на улицах Москвы с 2019 г. в рамках экспериментального правового режима. Но речи о массовом использовании такого транспорта в ближайшей перспективе пока не идет. Если просто заменить обычный автомобиль беспилотником в существующих условиях, значительных улучшений не произойдет, скорее, наоборот, добавятся новые риски и, к сожалению, дополнительные ДТП. Москва нацелена на системный подход к внедрению этого транспорта. Необходимо создать такие условия, при которых его эффективность будет максимальной и будут обеспечены высокие стандарты безопасности. Этого можно достичь за счет организации постоянного взаимодействия беспилотников с инфраструктурой и между собой. Сейчас идет работа по формированию архитектуры системы управления потоками наземного беспилотного транспорта и готовятся необходимые организационные преобразования для ее построения. – Планируется ли эксперимент и тест такого транспорта? – Как я уже сказал, отечественные беспилотные авто уже несколько лет тестируются в столице, а если говорить о городском транспорте, то в мае мэр Москвы Сергей Собянин дал старт испытаниям первого в России беспилотного трамвая. Это самые современные российские технологии. Программное обеспечение написано сотрудниками транспортного комплекса Москвы. Пока в кабине находится водитель, а специальная система дублирует его действия. Новый трамвай уже проехал более 200 км. Во время движения он с помощью камер и лидаров собирает данные для обучения нейронной сети. Это позволит улучшить распознавание автомобилей, пешеходов, светофоров и дорожных знаков, а также исключить ошибки в работе системы. На следующем этапе, до конца 2024 года, в тестовом режиме трамвай начнет полностью управлять процессом движения, а водитель будет страховать его действия. А на финальном этапе, до конца 2025 года, планируем запустить полностью беспилотный трамвай без водителя за пультом для поездок с пассажирами. Столичная разработка беспилотного транспорта – уникальная для Европы и при этом по качеству и точности работы значительно превосходит зарубежные аналоги. Полная локализация исключает зависимость от внешних факторов, а также вмешательство в работу системы со стороны.
|