Бэла Ляув Владимир Коган строит метро Как стало известно «Ведомостям», треть заказов на строительство московского метро — а на тендерах распределены подряды на 258 млрд руб. — получила компания «Мосметрострой» бывшего чиновника Минрегиона Владимира Когана Мэр Москвы Сергей Собянин радикально ускорил расширение столичного метро, в планах — 75 км новых линий за пять лет. В этом году на строительство метро выделено 50 млрд руб., а в следующем инвестиции удвоятся — до 103 млрд руб. Для сравнения: в 2010 г., когда городом руководил Юрий Лужков, на эти цели было выделено 24 млрд руб. Уже проведены тендеры на общую сумму 257,7 млрд руб. со сроком сдачи объектов в 2012-2014 гг., рассказал «Ведомостям» руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев. Почти треть этих средств — 93,2 млрд руб. — достанется «Мосметрострою», традиционному подрядчику таких работ. В прошлом году эта компания сменила владельца: на приватизационном конкурсе 100% акций компании приобрело ООО «Центрстрой», принадлежащее структурам тогдашнего чиновника Минрегиона Владимира Когана. Он отвечал в министерстве за реализацию инфраструктурных проектов, а крупнейший подрядчик по строительству метро обошелся ему в 7,6 млрд руб. Еще четверо желающих приобрести «Мосметрострой» не были допущены на конкурс. Бывший совладелец питерского Промстройбанка Коган официально является самым богатым чиновником — его задекларированный доход в 2010 г. составил почти 821 млн руб. В августе Коган уволился из Минрегиона, решив вернуться в бизнес. Его интерес к «Мосметрострою» абсолютно понятен, считает один из московских строителей, ведь Собянин с самого начала не скрывал, что строительство дорог и метро будет приоритетом для новой московской власти. Самый крупный проект из доставшихся «Мосметрострою» — строительство линии “Марьина Роща” — “Селигерская” стоимостью 59,4 млрд руб. Будет построено шесть станций, протяженность линии — 10,6 км. «Это один из самых протяженных участков метрополитена из тех, на которых сейчас ведутся работы», — говорит руководитель департамента строительства Москвы Бочкарев. Высокую стоимость он объясняет тем, что на этом участке приходится строить станции глубоко под землей. Второй по дороговизне объект — участок от “Красногвардейской” до “Братеево” протяженностью 3 км (18 млрд руб.). Также компания строит линию от станции “Юго-Западная” до “Тропарёво” (2,3 км, стоимость работ — 11 млрд руб.) и участок от станции “Митино” до станции “Пятницкое шоссе” в 2,17 км (4,8 млрд руб.). В ближайших планах — тендер на строительство Кожуховской линии от станции “Авиамоторная” до Некрасовки стоимостью 90 млрд руб., говорит Бочкарев. «Мосметрострой» всегда выполнял львиную долю работ по строительству метро, — сказал представитель компании. — Ничего удивительного, что и сейчас мы на лидирующих позициях«. Сегодня компания полностью загружена заказами. Победы в тендерах позволят ей увеличить оборот в ближайшие три года в несколько раз. Ведь выручка «Мосметростроя» в 2010 г. составила 10 млрд руб. Тем не менее компания планирует и впредь участвовать в тендерах. «В перспективе будем привлекать дополнительный персонал и расширять мощности», — обещает представитель «Мосметростроя». Ранее гендиректор компании Евгений Кашин сообщал, что ближайшая ее цель — строить не менее 15 км тоннелей ежегодно. Получается, объем работ должен вырасти еще примерно втрое. Кроме того, «Мосметрострой» строит дороги и объекты промышленного назначения. Сейчас компания участвует в создании скоростной железной дороги между Тель-Авивом и Иерусалимом. Конкурсы на строительство новых линий проводило ГУП «Московский метрополитен». При этом часть их еще параллельно проектируется. «Чтобы ускорить выходы на строительные площадки, деньги были перечислены в ГУП “Московский метрополитен”, которое привлекло “Мосинжпроект” к проектным работам, а тот, в свою очередь, привлекал подрядчиков», — объясняет источник в мэрии. В этом году на увеличение уставного капитала ГУПа было выделено 13,9 млрд руб. Пресс-служба «Московского метрополитена» от комментариев отказалась. Строительство инфраструктуры — неплохой бизнес. Рентабельность здесь может достигать 15%, говорит партнер Strategy Partners Александр Ованесов. Но мощностей российских компаний может не хватить для реализации всех озвученных мэрией планов. Возможно, придется привлекать иностранцев. Желающие есть: корейская Hyundai предложила московскому правительству взять в концессию целые участки, представитель компании рассказывал, что она готова строить в Москве до 15 км линий в год. Источник: газета “Ведомости”, N226, 30 ноября 2011 года.
|