METRO.Интервью

Выступление генерального директора ОАО "Мосметрострой" Г.Я. Штерн
на собрании трудового коллектива 26 марта 2008 года

Всё зависит от нас - как поработаем, так и будем жить.

Gennadiy Shtern - Director of JSC 'Mosmetrostroy'

Остановлюсь на трех проблемах, которые больше всего волнуют коллектив: занятость, заработная плата, социальные вопросы. Оба сегодняшних докладчика уделили внимание жилищной проблеме, которая не сходит с повестки дня. Как известно, подписаны два Постановления Правительства Москвы о строительстве трех жилых домов для метростроевцев: на улицах Планетная, Химушина и Нижняя Первомайская. По первому дому уже два года назад была проведена экспертиза, получена проектная и разрешительная документация, заключен контракт с инвестором, выигран суд с жильцами, которые были против нового строительства. Даже установили забор. Но на стройплощадке находится детский сад, для него мы арендовали новое помещение, оплачивали содержание детей. Пока готовились строить, вышло Постановление Правительства о детских садах, и у чиновников нашелся повод сказать, что мы идем вразрез с поручениями мэра Москвы. Но мэр поддержал Метрострой, и я считаю, что вопрос о строительстве дома не закрыт. Большие деньги инвестор уже заплатил за проектирование, за всю разрешительную документацию. Процесс этот очень сложный, но строить надо, требуется жилье для того, чтобы расселить наши общежития и передать их городу.

Против нашего строительства выступили жители близлежащих домов по улице Химушина, кстати, в одном из них живут метростроевцы. Их поддержала префектура. К тому же началась очередная кампания с точечной застройкой. Город нам отказал.

Но в порядке компенсации за счет городского бюджета будут расселены два общежития коридорного типа по Нижней Первомайской улице, и после их сноса здесь будет построен современный жилой дом. Готовится также Постановление Правительства Москвы о расселении метростроевских общежитии по Верхней Первомайской и Ленской улицам.

Второй вопрос - о заработной плате. Прозвучала мысль, что мы все время кого-то догоняем. По-моему, по этому показателю Метрострой перегоняет многих. Но соответствует ли заработная плата производительности труда? Вспомните, как в советское время руководители строго следили за тем, чтобы зарплата не опережала производительность. На Метрострое зарплата растет, но у нас, к сожалению, очень низкая производительность труда. Берем не умением, а числом.

Многие, кто работал на Серебряноборских тоннелях, знают, сколько было брака, сколько переделок из-за него. Культура производства невысокая, качество оставляет желать лучшего. А трудовая дисциплина? Посмотрите, как несчастный случай на производстве, так в большинстве случаев человек или выпивший, или пьяный. Сколько я работаю, а работаю я с 1968-го года, почти все несчастные случаи связаны с алкоголем. Куда смотрит наш инженерно-технический линейный состав? Отсюда и низкая культура производства, отсюда и брак - и в забоях люди травмы получают, и на поверхности. Вот на что надо, прежде всего, обратить внимание.

Понятие о зарплате сложное - большая или маленькая. Одну получает проходчик, другую платим рабочему, например, на уборке мусора на Серебряноборских тоннелях. Считаю, что хорошим специалистам надо платить не среднюю зарплату в 27 тысяч рублей, а 37, и 47 тысяч... И у нас получают по 50 тысяч и более проходчики высокой квалификации, машинисты щитов, тоннелепроходческих комплексов... По вопросу о несвоевременной выплате заработной платы. У меня святое правило: первые деньги, полученные от заказчика, отдать на зарплату. Почему генеральный директор одной из наших организаций заплатил полученные деньги каким-то фирмам, а зарплату задержал? Пусть за это с него спросит коллектив.

Девять лет я работаю на Метрострое и девять лет с этой трибуны отчитываюсь, что сделано, чтобы зарплата постоянно росла, чтобы выдавали её вовремя. Всегда старался решить этот вопрос. Вспоминаю первые годы, когда при средней зарплате 3,7 тысячи рублей приходилось объяснять в правительстве Москвы - почему все организации зарплату выплатили, а Метрострой - нет. В последние годы все шло нормально. В этом году произошла техническая задержка финансирования не по нашей вине. Поменялась структура заказчика - Дирекция строящегося метрополитена и ООО "Организатор" стали выполнять функции технического заказчика, принимать выполнение - не более того. В системе Департамента экономической политики, который является теперь госзаказчиком, создана новая структура, через которую идет финансирование. Наконец, буквально неделю назад, эти тройственные соглашения узаконены, подписаны все документы, и за строительство метро, за январь месяц, средства к нам поступили. Предвидя это, мы в конце года взяли кредит в банке, чтобы продержаться в январе и феврале, и обеспечить объекты материально-техническими ресурсами.

Обращаюсь к руководителям метростроевских подразделений: в первую очередь надо выдавать людям зарплату, а потом уже рассчитываться за другое. Думаю, что наши поставщики немножко потерпят, месяц-полтора, а зарплата - дело святое.

Об итогах года мы знаем: в 2007-м коллектив трудился успешно, в лучших традициях первых пятилеток, как любит говорить начальник Метрополитена Дмитрий Владимирович Гаев. За два с половиной года построено 15 км тоннелей метрополитена, что сопоставимо с первой линией метро. В 2007-м наш коллектив сдал в эксплуатацию свои объекты: станции “Трубная” и “Сретенский бульвар”, Серебряноборские тоннели, которые дали коллективу возможность встать на ноги и многому нас научили. Приятно, что большая часть работ здесь выполнена своими силами, без привлечения посторонних организаций. Практически все спецработы выполнялись коллективом Московского метростроя: наш единый производственно-технологический комплекс существует и наращивает мощность. Необходимо было построить сбойки в Серебряноборских тоннелях. Мы создали с нуля организацию - Спецметрострой, которая выполнила эту уникальную работу, проходку пяти сбоек в сложных гидрогеологических условиях, в обводненных, несвязанных грунтах. Были использованы многие виды закрепления грунтов - и химическое, и замораживание, и спецработы. Метростроевцы сегодня сооружают не только тоннели, но и умеют делать практически любые ограждающие конструкции. Все работы на строительстве метрополитена выполняются комплексно при наличии таких специализированных организаций, как СМУ-4, СМУ-9, УСР.

Хотелось бы, чтобы на фоне этих производственных успехов и достижений менялся и внешний облик метростроителей. А то зачастую идешь по стройплощадке и видишь рабочих в рваной неухоженной спецодежде. Мое первое знакомство с Родионовым в 1999 году началось с обсуждения именно этого вопроса. И он давно решен. У нас достаточно средств на спецодежду, и мы её покупаем много. Куда она девается? Почему на стройплощадке рабочие ходят в рваных спецовках?

В 2008 году нашему коллективу предстоит строить не меньше, чем в 2007-м. По программе СМР надо освоить порядка 24 млрд. рублей по генподряду.

В программу по метростроению входит участок Люблинско-Дмитровской линии со станциями “Достоевская” и “Марьина Роща”. Силами Метростроя будет сооружаться станция “Шипиловская” и перегон на субподряде у Трансинжстроя. На Митинско-Строгинской линии работы будут вестись от “Строгино” до станции “Митино” с электродепо. Набирается где-то около 14 млрд. рублей.

В этом году на Метрострой поступает уникальная новейшая техника. Впервые в практике метростроения не только в России, но и во всем мире, проходка наклонного хода станции “Марьина Роща”, где трудится коллектив СМУ-8, будет осуществляться с помощью механизированного щита фирмы "Ловат". Ленинградские метростроители, услышав об этом, тоже заказали себе аналогичную машину. Она будет у них готова где-то к осени. К этому времени мы должны уже закончить проходку первого наклонного хода. Узнаем, как поведет себя новый щит, от этого зависит его дальнейшее применение. В Москве надо построить, как минимум, шесть наклонных ходов. Новый щит значительно облегчает работу - не нужны громоздкие площадки, не надо замораживать грунт, не требуется отбойный молоток: всё это остается в прошлом. Не менее 9 млрд. рублей набирается у нас на объектах городского заказа. Когда мы работали на дорожном строительстве, убедились, какие серьезные требования Гормост предъявляет при приемке объектов в эксплуатацию. И это понятно: Гормост - чисто эксплуатационная организация, и должна получить такой объект, чтобы люди на нем занимались эксплуатацией, а не строительно-монтажными работами. Согласитесь, когда мы въезжаем в новую квартиру, то тоже должны получить её в нормальном виде - с розетками, выключателями, с антеннами и всем остальным, а не бегать потом покупать все это и самому прикручивать. Требования заказчика вполне объективны.

Что будем строить на объектах горзаказа? Это - окончание работ на Звенигородской магистрали, потому что они не все вошли в первый пусковой комплекс. Это - транспортное пересечение Новорижского шоссе с МКАД. Есть все предпосылки выиграть тендер на строительство нового объекта - тоннельного участка автомагистрали Южной рокады (точка "Е"), где должен идти щит диаметром 14,2 метра.

Это та загрузка, которая позволяет нашему коллективу безбедно прожить при нормальной рачительности хозяйственных руководителей. Загрузка есть. Финансирование нормальное. Деньги начали поступать, заказчик уже предлагает аванс. И теперь всё зависит от нас: как поработаем, так и будем жить.

Хочу всем метростроителям пожелать здоровья и благополучия, чтобы наш 10-тысячный коллектив продолжал расти и развиваться.

© газета “Метростроевец”, N13, 11 апреля 2008 года.

Back Main
Rambler's Top100