Юрий Гридчин

Самара - запасная столица СССР.

В сентябре 2003 года три дня жил в Самаре. В данной статье вы найдете впечатления о городе и состоянии транспорта.

Город

Смесь старого и нового, многоэтажные дома соседствуют с одно-двухэтажными частными домами. Автотранспорта много, но пока город справляется, пробки видел утром и вечером только в старой части города. Город строит свой Арбат на улице Ленинградская, которая несмотря на строительные работы ярко освещена вечером, чего нельзя сказать об улицах - темнота, похоже мэрия экономит на электричестве.

И, конечно, красавица Волга, от которой веет силой и теплом (вода в начале сентября 20,5 градусов).

Карта города

Пришлось побегать в поисках, поскольку в Роспечати их принципиально не продают, да и не продавали, тк мой вопрос вызывал немало удивления. По наводке коренных самарчан побрел в книжный магазин "Чакона" и был вознагражден. ФГУП "Средневолжское АГП" выпустило в этом году сразу аж две транспортные карты - "Самара. Схема пассажирского транспорта" (тираж 3000 экз., подписано в печать 30.06.03, на ней показан центр города и часть западных районов, подписаны остановки городского транспорта, но ошибки есть, стоимость 25 руб). "Самара. Карта-схема со справочным приложением" в реальном масштабе (общий план 1:21000, центр города 1:7500), на которой нанесены улицы, маршруты траспорта с остановками (без названий), нумерация домов (тираж 10000 экз., подписано к печати 20.07.03, цена 50 руб).

Метро

Во многих источниках говорилось о его удаленности от реальных пассажирских потоков. Лично в этом убедился. Из района Самарской площади ехал в битком набитом 24 автобусе минут 20 до станции "Гагаринская". Спустился вниз и был поражен девственной чистотой станции (т.е. отсутствием пассажиров).

Для прохода в метро используются пластмассовые жетоны черного цвета с буквом М и надписью "Для входа в метро" с одной стороны и надписью "Самара", годом выпуска и изображением чайки с другой. Стоимость жетона 5 руб.

Станции очень плохо освещены, поэтому не покидало ощущение, что находишься в погребе с рельсами. Только "Кировская" и "Победа" смотрелись хорошо даже в тусклом свете из-за своей односводности. Все колонные выглядели скучно и мрачно.

Поезда состоят из 4-х номерных вагонов. При отсутствии пассажиров странно выглядят перегородки под крышей и большие синие квадраты на окнах вагона для наклейки рекламы. Интервал движение в 19:00 составлял 8 минут 45 секунд, что не мешало сидеть в вагоне всем желающим.

Наземный транспорт

Присутствует автобус, троллейбус, трамвай и маршрутки. Автобус и троллейбус не впечатлили. На маршрутках принципиально не езжу (да и трудно в чужом городе разобраться куда что едет). А вот трамваем пользовался постоянно, получалось очень быстро (к сведению противников трамваев). В отличие от Санкт-Петербурга трамвайные пути в Самаре находятся в приличном состоянии. Ходят в основном двухвагонники. Оплата 5 руб. кондуктору.

Железнодорожный вокзал

Не считаю себя сторонником стиля Hi-tech, но вокзал понравился. Современная архитектура в сочетании с заботой об удобстве пассажиров и работников ЖД. Хорошая информационная поддержка. Лифты Otis на 13 человек для спуска на платформы к поездам. На схеме вокзала с радостью увидел ЖД музей, но узнал, что он пока не открылся.

Как Самара стала столицей?

15 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение, в котором постановил:
"1. Поручить т.Молотову заявить иностранным миссиям, чтобы они сегодня же эвакуировались в г.Куйбышев.
2. Сегодня же эвакуировать Президиум Верховного Совета, также Правителство во главе с Молотовым (Сталин эвакуируется завтра или позднее, смотря по обстановке).
3. Немедленно эвакуироваться органам Наркомата Обороны и Наркомвоенмора в г.Куйбышев, а основной группе Генштаба в г.Арзамас."

17 октября 1941 года в Самару приезжает Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.И.Калинин, член ГКО К.Е.Ворошилов, секретарь ЦК ВКП(б) А.А.Андреев, секретарь Президиума ВС СССР А.Ф.Горкин, зам. Председателя ЦКК ВКП(б) М.Ф.Шкирятов, зам. Председателя Совнаркома СССР Н.А.Вознесенский и другие партийные и государственные работники. В Самару были эвакуированы: часть аппарата ЦК ВКП(б), некоторые отделы Наркомата Обороны, ЦК ВЛКСМ и Совета Народных Комиссаров, Исполком Коминтерна.20 сентября в Самару прибыл дипломатический корпус и значительный штат работников Наркомата иностранных дел во главе с заместителем наркома А.Я.Вышинским.

Также Самара приветила Академический Большой театр, Ленинградский Академический драматический театр, симфонический оркестр Всесоюзного радио. Именно в Самаре во дворце культуры им. Куйбышева 5 марта 1942 года оркестром Большого театра Союза ССР впервые была исполнена знаменитая Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. Дирижировал Лауреат Сталинской премии Народный артист СССР С.А.Самосуд.

Также мало кто знает, что 7 ноября 1941 года состоялся военный парад не только в Москве, но и в Воронеже, и в Самаре. В параде участвовали две дивизии 65-я сибирская и 237-я, формировавшаяся в ПриВО. Командовал парадом генерал Пуркаев, принимал - Ворошилов. Парад длился необычайно долго - около полутора часов. На следующий день дипломатические миссии информировали свои правительства: у России есть свежие, хорошо вооруженные резервы, техника, и уже в недалеком будущем следует ожидать перемен на фронтах.

Запасной столицей Самара пробыла до августа 1943 года. После битвы на Курской дуге, когда окончательно определилась наша победа в войне, иностранные представительства получили разрешение покинуть Самару. Начали уезжать в Москву советские государственные органы. Самара продолжала жизнь обычного провинциального русского города военной поры.

Бункер Сталина

После небольшого исторического экскурса расскажу вам о бывшем секретном объекте, который находится в самом центре Самары и который мне удалось посетить.

В середине октября 1941 года около 200 лучших московских метростроевцев подняли по тревоге, погрузили в теплушки и в течении десяти суток везли в Самару. По приезде с них взяли взяли подпискуо неразглашении. Оборудование было привезено ранее, поэтому метростроевцы сразу приступили к его монтажу и проходке шахт. Сооружение бункера было завершено в декабря 1942 года.

Что же представляет собой бункер и где располагается? Две вертикальные шахты диаметром 9 метров (основная и запасная) глубиной по 20 метров, затем соединительный коридор между ними длиной около 50 метров, который защищен гермодверями, в середине коридора ответвление, которое соединяет с еще одной шахтой диаметром 7,5 метров и глубиной 17 метров. В этой шахте расположены пять подземных этажей с рабочими кабинетами, в которых сейчас находятся экспонаты музея. От шестого подземного этажа отходит коридор. Здесь раположен вход в рабочий кабинет И.В.Сталина. Он повторяет его кабинет в Кремле. Чтобы спуститься сюда надо преодолеть 192 ступени. В кабинете есть 6 дверей: одна входная, одна вела в уборную и четыре фальшдвери. Напротив кабинета расположен зал заседаний площадью 30 кв.м. Есть еще седьмой технический этаж, где находится насосная и фекальная.

Сверху бункер защищен 3-метровой бетонной подушкой, метровой прослойкой песка и еще одним метровым слоем бетона. Вход в бункер находится из обычного городского двора по улице Фрунзе, 167. В годы войны здесь было административное здание обкома ВКП(б), сотрудники которого должны были в случае тревоги продолжать работу в бункере.

К счастью бункер так и не использовался по назначению. Он долгие годы числился на балансе Министерства гражданской обороны СССР. В шахтах прошла реконструкция, даже были установлены лифты. Объект был рассекречен в 1991 году и был открыт музей. Часы работы музея с 11 до 17, вход только с экскурсией (обычно это экскурсии с проходящих теплоходов), плата за вход - 10 рублей.

Samara railway station - © Photo Yuri Gridchin, 2003

Самара. Здание железнодорожного вокзала.

Samara. Metro station 'Moskovskaya' - © Photo Yuri Gridchin, 2003

Самара. Станция метро "Московская". Путевая стена.

Samara. Metro station 'Moskovskaya' - © Photo Yuri Gridchin, 2003

Самара. Станция метро "Московская". Центральный зал.

Samara. Metro station 'Gagarinskaya' - © Photo Yuri Gridchin, 2003

Самара. Станция метро "Гагаринская".

Samara. Stalin's bunker located under this building  - © Photo Yuri Gridchin, 2003

Самара. Под этим зданием на ул. Фрунзе находится "Бункер Сталина".

Samara. Plan of Stalin's bunker. - © Photo Yuri Gridchin, 2003

Самара. Музей "Бункер Сталина". Схема.

Samara. Stalin's bunker. - © Photo Yuri Gridchin, 2003

Самара. Музей "Бункер Сталина". Тюбинги верхней шахты.

Samara. Stalin's bunker. - © Photo Yuri Gridchin, 2003

Самара. Музей "Бункер Сталина". Тоннель между шахтами на глубине 20 метров.

Samara. Stalin's bunker. Doors - © Photo Yuri Gridchin, 2003

Самара. Музей "Бункер Сталина". Гермодвери.

Samara. Stalin's bunker. Conference room - © Photo Yuri Gridchin, 2003

Самара. Музей "Бункер Сталина". Зал заседаний.

Samara. Stalin's bunker. Stalin's cabinet - © Photo Yuri Gridchin, 2003

Самара. Музей "Бункер Сталина". Кабинет Сталина.

© Фото и текст: Юрий Гридчин, 2003.
Список литературы: Павлов А. "Запасная столица" - 2-е изд., Самара, Самарский дом печати, 2002.

Back Main
Rambler's Top100