METRO.Библиотека

Метростой

Почему в России строители становятся разрушителями

Интервью провела Ирина Пуля.

Воскресная авария на Замоскворецкой линии, когда на метропоезд рухнула бетонная свая, на которой строители пытались установить наземный рекламный щит, напугала многих москвичей.

В понедельник среди пассажиров подземки только и разговоров было об этом ЧП. Вот и журналисты "РГ", когда вчера в редакцию газеты пришел на "деловой завтрак" начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев и появилась возможность получить информацию о случившемся из первых рук, начали разговор именно с этого небывалого случая.

РГ: Дмитрий Владимирович! Жители столицы да, пожалуй, и все россияне привыкли считать, что московское метро самое безопасное в мире. И вдруг по их уверенности нанесен такой сокрушительный удар. Оказывается, любой строитель может добуриться до подземки, и что упадет на голову пассажирам в следующий раз - просто трудно представить.

Д.Гаев: А мне кажется, что этот случай как раз лишь подтвердил, что наше метро действительно самое надежное. Судите сами. На поезд упал столб. Но нет ни пострадавших, ни раненых, все пассажиры своевременно и без потерь эвакуированы. Их имуществу не нанесено никакого ущерба.

РГ: Что помогло избежать человеческих жертв?

Д.Гаев: В московском метро надежная тоннельная обделка, которая ломается, но не разрушается, и достаточно крепкие вагоны. К тому же, как всегда, четко действовал персонал, выполняя должностные обязанности. Давайте восстановим случившееся.

Авария произошла в 14:29. Две-три минуты ушло на торможение поезда и его остановку. В это же время соответствующие службы оценили всю сложность ситуации. Чтобы начать выводить пассажиров, надо было сначала снять с тоннеля напряжение - на это ушло от 5 до 10 минут. А между тем даже через 30 минут после того, как произошло ЧП, сваебойная установка продолжала работать и сваи проходили в вагоны. Началась эвакуация пассажиров - в сторону “Сокола” и на соседний путь. Люди разные. Кому-то надо помочь сойти с поезда, кого-то лично провести по путям. По тому, как оперативно и грамотно все было сделано, я высоко оцениваю действия своих работников. Вот, например, молодой машинист Замоскворецкой линии Ульянов, который и вел в тот злополучный час поезд. Он точь-в-точь выполнил все, что от него требовалось, и тем самым уберег жизни пассажиров.

Метрополитен тем и силен, что основная масса персонала четко выполняет техинструкции, которые написаны и продолжают создаваться кровью. Вся эвакуация заняла от силы час десять - час пятнадцать. И уже на следующий день в 05:35 на зеленой ветке было восстановлено движение. Это и есть, на мой взгляд, лучшее свидетельство высокой надежности метро как технического средства перевозки, так и системы организации работы всего метрополитена.

РГ: Но как вообще, по-вашему, стало возможно подобное ЧП? Неужели свод тоннеля так близко расположен к поверхности земли?

Д.Гаев: В той части, где произошел этот случай, толщина земной поверхности - три метра. Как дело было? Организация, не имея ни необходимых согласований и разрешений, ни проекта, осуществляла сооружение свайного фундамента под опору рекламного щита на территории Московской железной дороги. Когда мы получили информацию о случившемся, тут же выслали наряды милиции и задержали виновников ЧП. Так что зря СМИ писали о том, что кто-то куда-то пытался убежать.

РГ: Глава диггеров Вадим Михайлов сказал, что подобные случаи в Москве, когда тоннель метро пробивали сверху, уже были?

Д.Гаев: Действительно, три года назад был случай, когда подземку пробурили на станции “Третьяковская”. Правительство Москвы отреагировало мгновенно: были введены в действие жесткие правила по работе в технической зоне метрополитена. Увы! Очень трудно победить разгильдяйство и безответственность, царящие, к сожалению, в некоторых организациях, раньше славившихся своей полувоенной дисциплиной. По последнему случаю прокуратура уже возбудила уголовное дело. Когда четко будет определен виновник, Московский метрополитен выставит строителям санкции по возмещению ущерба.

РГ: Что бы вы посоветовали коллегам-метрополитеновцам в Новосибирске, Свердловске и других городах, чтобы избежать повторения таких случаев?

Д.Гаев: Совет может быть один: жестко соблюдать должностные инструкции. Это относится ко всем без исключения - и к работникам метрополитена, и к организациям, работающим в его технических зонах. Слишком серьезный и опасный вид транспорта - метрополитен.


МЕТРОвым шагом

Столичная подземка в ближайшие два года станет на 20 километров длиннее

РГ: Дмитрий Владимирович, вы председатель Ассамблеи метрополитенов Международного союза общественного транспорта и, конечно же, можете сравнить наше метро с другими. И как же оно выглядит?

Д.Гаев: Международные эксперты разработали систему показателей, на основании которой производится мониторинг метрополитенов в течение года. Оценка касается культуры обслуживания, надежности, безопасности, эффективности экономики предприятий - всего примерно 40 параметров. Буквально на днях я читал очередной экспертный отчет 17 метрополитенов. И порадовался: по всем показателям Московский метрополитен стабильно в первой "тройке".

РГ: Генеральную программу развития метро на 2003-2007 годы, недавно представленную для рассмотрения в Мосгордуму, сняли с повестки дня как устаревшую. Что, дальше некуда развиваться?

Д.Гаев: Проблема в том, что, получив статус закона, программа должна быть обеспечена финансами.

Но как раз этого гордума гарантировать не могла. Заложенные четыре года назад цифры и по финансированию, и по объемам строительства гораздо меньше необходимых. Следовательно, будем работать по двухлетнему плану развития метрополитена, утвержденному правительством Москвы. Он не менее жесткий, чем закон, но более гибкий. А в этом году внесем на рассмотрение план - на 2007-2009 годы.

РГ: И какие же новые станции откроются в ближайшее время?

Д.Гаев: В этом году в центре Московского международного делового центра "Москва-Сити" на пересечении с Третьим автомобильным кольцом появится станция “Международная”. В декабре 2007 года метро придет в Строгино: через станции “Парк Победы”, “Славянский бульвар”, “Кунцевскую”-2 и уже существующие станции “Молодежная” и “Крылатское”. И в это же самое время пустим в эксплуатацию центральный участок Люблинской линии от станции “Чкаловская” через станцию “Сретенский бульвар” до “Трубной”. Чтобы намеченные планы выполнить, в этом году нужно освоить не менее 12,5 миллиарда рублей, а в будущем - чуть не вдвое больше - примерно 24 миллиарда рублей. Это значит, что за два года предстоит построить столько, сколько раньше строили за четыре-пять лет.

Да и 2008 год, обещаю, будет не менее активным. Войдут в строй также участки от “Трубной площади” до “Марьиной рощи”, от станции “Строгино” через Мякининскую пойму до станции “Волоколамская” в первом микрорайоне Митино. За два года метрополитен станет длиннее на 20 километров!

РГ: Как будут выглядеть новые станции? Скромненько и со вкусом? Уже не шедевр архитектуры, как прежде?

Д.Гаев: Станции будут разные. К примеру, “Трубную” построят в традиционной архитектуре глубоких станций Московского метрополитена. Это места старой Москвы, где гулял дядюшка Гиляй. Поэтому я и предложил сделать медальоны по темам очерков Гиляровского из книги "Москва и москвичи". А вот “Кунцевская”-2, скорее всего, будет сделана в стиле хай-тек. Это трехплатформенная станция открытого типа, на которую станут приходить поезда с Филевской линии и нового участка Арбатско-Покровской линии.

РГ: Согласитесь, сейчас приходится тратить очень много времени, пересаживаясь с одной линии метро на другую. Многие ждут не дождутся второй кольцевой линии!

Д.Гаев: Вы имеете в виду третий пересадочный контур? Идея его строительства поддержана правительством Москвы, и уже разрабатывается генеральная схема.

РГ: В каком месте ждать этот "спасательный круг"?

Д.Гаев: Стартуем от станции “Международная”. Потянем линию через Шелепиху и Ходынку - на этих участках велика потребность в скоростном транспорте. "Подхватим" Таганско-Краснопресненскую линию в районе “Полежаевской”, Замоскворецкую - в районе “Динамо” и Серпуховско-Тимирязевскую - у “Савеловской”. В настоящее время потоки пассажиров, двигающихся по этим линиям, создают наибольшую загрузку на пересадочных узлах. А мы распределим их по короткому пути. Уверен, все будут довольны.

РГ: А частные инвесторы в столице не созрели вкладываться в развитие метро?

Д.Гаев: В мировой практике есть прекрасные примеры частно-государственного партнерства. Метрополитен Гонконга не так давно стал публичной акционерной компанией, его акции котируются на бирже. Население с большим удовольствием вкладывает в него деньги через покупку акций, благодаря чему наши коллеги имеют хороший дополнительный денежный поток - на модернизацию и развитие.

В Сеуле, например, мирно сосуществуют два метрополитена - один государственный, другой - акционерное общество, частный метрополитен. Или возьмем Токио. Часть линий там является акционерными обществами. Можно вспомнить и Лондонский сабвей. Прекрасный легкий метрополитен, который примерно 10-12 лет назад начала строить одна частная компания, вложившая в него собственные средства. Теперь она осуществляет эксплуатацию этой линии.

Московский метрополитен тоже имеет подобный опыт - при строительстве второго выхода на станции “Маяковская”. Частная компания перечислила порядка 12 процентов от необходимой для строительства суммы в бюджет города и потом получила права арендовать участок. Сейчас рассматриваем еще три проекта, весьма привлекательных для частных инвесторов.

РГ: Какие именно?

Д.Гаев: Это пока коммерческая тайна, хотя один из примеров я приведу. В Мякининской пойме появится станция “Мякининская”. Построить ее планируется за счет инвестиций Московской области и частного инвестора. Осталось подписать некоторые документы, провести согласование между двумя правительствами - Москвы и Подмосковья. Мы готовы работать с частными инвесторами. Но, к сожалению, уже более трех лет в Думе рассматривается закон о концессиях, который никак не примут. А ведь метрополитен, как любой пассажирский транспорт, - прибыльный бизнес, если заведомо его не делать убыточным.

Сотрудники подземки теперь мгновенно связываются с милицией и спасателями. Это помогло избежать жертв и паники во время последнего ЧП на Замоскворецкой линии Например, в прошлом году мы выложили в виде налогов более 600 миллионов рублей. Различные компании и инвестиционные фонды готовы вкладывать в московское метро свои средства. Проблема состоит лишь в том, что это должны быть "длинные" деньги со сроком окупаемости от 17 до 25 лет. Российский бизнес не готов к "длинным" деньгам. А западный - готов. Но ему нужны гарантии, среди которых, помимо закона о защите иностранных инвестиций, конечно, должен быть закон о концессиях. Именно по концессиональному принципу сейчас развиваются метрополитены в Юго-Восточной Азии, Южной Америке. Это стратегический путь. И дай бог здоровья законодателям, чтобы они быстрее приняли этот закон, тогда и появится возможность привлекать частные деньги.

Объявим подписку на акции новых линий Московского метрополитена. Если даже каждый из 2 миллиардов 600 миллионов пассажиров, которых московское метро перевезло в прошлом году, купил бы акций всего на один рубль, то на развитие метрополитена добавилось бы 2,6 миллиарда рублей инвестиций.

РГ: И тарифы повышать не будете?

Д.Гаев: Не будем. Мы их и не повышаем. Просто приводим в соответствие с инфляцией. В сравнении с 17 крупнейшими мировыми метрополитенами стоимость проезда в Москве, рассчитанная по специальной формуле среднедушевого дохода, - самая низкая в мире. Все почему-то забывают, что, к примеру, в течение 2003 и 2004 годов тариф на проезд в метро в Москве не менялся. И если не будет резкой инфляции или еще чего-то непредсказуемого, то я не вижу острой необходимости менять тариф и в будущем году. Мы работаем по абсолютно прозрачной и понятной рыночной схеме, но, к сожалению, нам недоплачивают за работу, которую заказывают...

РГ: За льготников?

Д.Гаев: Да мы насчитали более 80 категорий пассажиров, имеющих право на льготное обслуживание. На их долю приходится 28 процентов от общего числа пассажиров.

РГ: После терактов в метро власти обещали принять беспрецедентные меры безопасности. Приняли?

Д.Гаев: Существует межведомственная правительственная программа по антитеррористической защищенности метрополитенов РФ, утвержденная правительством. На ее реализацию из федерального бюджета выделено 1 миллиард 400 миллионов рублей плюс более миллиарда рублей - из бюджета Москвы. Главная ее задача - создать мощную систему информации, работающую в интересах правоохранительных органов, метрополитена и пассажиров. Уже создано единое информационное радиопространство, которое позволяет сотрудникам метрополитена мгновенно связываться с правоохранительными органами. Ее эффект впервые проявился 25 мая 2005 года во время аварии в энергосистеме. Всего за 15 минут мы смогли оценить ситуацию и принять правильные решения. И во время последнего ЧП на Замоскворецкой линии тоже очень помогла обойтись без жертв и паники радиосвязь с пассажирами.

РГ: На каждой станции метро установлены так называемые информационные столбики с "тревожной кнопкой". Наверняка на нее иногда нажимают исключительно ради шутки?

Д.Гаев: По этим системам поступает около 18-19 тысяч обращений граждан в месяц. Примерно 5 процентов сигналов - из числа тревожных: распоясался хулиган, украли сумочку, обнаружили бесхозный чемодан. Сотрудники метро без промедления приходят на помощь, если нужно - вызывают усиленный наряд милиции. На провокационные шутки не очень-то реагируют. Ведь у нас есть возможность не только слышать говорящего, но и внимательно разглядеть реально происходящее. Все линии и станции Московского метрополитена находятся под оком телеобъектива, производится автоматическая запись. Несколько раз такие записи были уже использованы в суде в качестве доказательства. А скоро даже самые укромные местечки - оборотные тупики, выходы из вентиляционных шахт будут как на ладони. Кстати, камеры транслируют "картинку" и в Ситуационный центр УВД. Теперь начальник УВД выстраивает начальников отделов и показывает им все, что у них происходит на участках. Ему и ездить с инспекцией не надо.

РГ: Вы сами часто ездите на метро? Какая у вас любимая станция?

Д.Гаев: Я - рациональный человек и предпочитаю считать рабочее время. Если знаю, что от метро добираться недалеко, еду на нем. Очень люблю станцию “Ботанический сад”, рядом с которой прошло детство, сейчас она называется “Проспект Мира”. Нравится бывать на “Соколе”, “Новослободской”, “Парке Победы”. Прекрасная станция “Бульвар Дмитрия Донского”. Еще лучше - “Деловой центр”. Эти станции достойны уважения.

РГ: За поручни беретесь в перчатках? Все-таки такая антисанитария....

Д.Гаев: Носить перчатки не приучен с детства. Ни одного случая активного распространения какой-нибудь заразы в метрополитене - не только в нашем, но и в любом другом, мне не известно. В таких воздушных потоках инфекция нежизнеспособна. Кроме того, Москва сейчас реализует программу, связанную с установкой ультрафиолетовых ламп для дезинфекции вагонов, и на поручнях эскалаторов - для их облучения. Существует также очень жесткий регламент ежедневной санитарной уборки станций. А вагоны убираются через каждые 20 часов. Поэтому я гарантирую: воздух в метро чище, чем на поверхности.

РГ: Как он может быть чище, если износ вентиляционных систем метро составляет примерно 90 процентов.

Д.Гаев: Заверяю, ни один другой метрополитен не имеет более мощной системы вентиляции, чем наш.

Другая проблема - поддержание комфортной температуры в метро. Понимаете, метрополитен спроектирован и построен по принципу погреба. Зимой набирает холод, а летом его отдает. До минувшей зимы с ее холодами было восемь теплых, поэтому холод набрать подземка не успевала. Сейчас температура на некоторых станциях поднимается до 24-25 градусов. А норма-то всего 20-21 градус! Сейчас объявляем конкурс на разработку систем водяного охлаждения вентиляционных систем подземки. Такие опытные установки должны появиться уже в ближайшее время.

РГ: Недавно на Филевской линии появился необычный серебристый поезд.

Д.Гаев: Это "Русич". В течение 2006 и 2007 годов будет закуплено около трехсот таких вагонов. Из них будет сформировано порядка 60 поездов. Думаю, что через два года на Покровской и Филёвской линиях начнут курсировать только новые составы.

"Русич" - очень перспективный поезд. В нем ниже коэффициент утомляемости человека в пути. У "Русича" - самый лучший показатель даже среди зарубежных собратьев. В нем можно разговаривать, не напрягая голосовые связки.

РГ: А культурой обслуживания лично вы довольны?

Д.Гаев: Сейчас стоит задача отучить работников метрополитена от мысли, что они только "перевозчики грузов". Для этого, к примеру, проводятся психологические тесты по отбору кандидатов для обучения профессии машиниста.

© Российская газета, 21 и 27 марта 2006 года.

Back Main
Rambler's Top100