Любовь Проценко Какие новые станции метро, дороги и мосты На вопросы журналистов на "Деловом завтраке" в "Российской газете" ответил руководитель департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов. Опора города Рафик Равилович, во время формирования бюджета города правительство Москвы признало, что если бы оно не пошло на заимствования, то сооружение многих объектов пришлось бы остановить. Почему решили влезть в долг, но не допустить этого? Почему стройка так важна для столицы? Рафик Загрутдинов: Было очень сложно принять проект бюджета на 2021 год. Дело в том, что у нас очень много государственных программ, по которым ведется строительство. Львиная доля их - 60-70 процентов - приходится на объекты транспортной инфраструктуры: прокладку метро, сооружение хордовых магистралей и другие. Остановить их недостроенными дороже, чем продолжать работы, особенно если маховик раскручен в таких масштабах, как в Москве. Мы почувствовали это, когда случился небольшой перерыв, всего на месяц, в самом начале пандемии коронавируса, при том, что стройку метро, дорог, объектов здравоохранения не останавливали. Кроме того, надо понимать, что вложения в инфраструктуру не разгоняют инфляцию, а, напротив, дают мультипликативный эффект экономике. Причем не только в Москве, но и в ряде других регионов, так как на московские стройки работает очень много заводов по всей России. Так что семь раз отмерив, мы пришли к выводу, что правильнее продолжать работы. Я хочу еще раз сказать огромное спасибо мэру Сергею Семеновичу Собянину за то, что он принял решение, которое позволяет развивать инфраструктуру города и создавать тысячи рабочих мест. Деньги есть, но есть и другая проблема: дефицит кадров. Хотя ситуация с заболеваемостью коронавирусом в России смягчается, границы пока закрыты и мигранты из СНГ, которые раньше работали на стройках, приехать не могут. Рафик Загрутдинов: Да, нам не хватает порядка 15-20 тысяч рабочих. Но как говорится, что ни делается, все к лучшему. Многие подрядные организации в условиях нехватки трудовых ресурсов были вынуждены задуматься о повышении производительности труда. Выяснилось, что резервов у всех немало. Да и просто временем стали больше дорожить. В этом году все уже 2 января работали, будто и не было никакого праздника. Рабочие из ближнего зарубежья не поехали домой. Вышли сразу на работу, побыв день в кругу семьи, и москвичи. За здоровьем строителей продолжаем внимательно следить. Все меры предосторожностей на стройплощадках продолжаем соблюдать. Вспышек заболеваемости, к счастью, нет. Все, кто хочет, имеют возможность вакцинироваться. Это придает уверенности, что львиную долю объектов, включенных в адресную инвестиционную программу строительства на 2021-2023 годы, мы завершим досрочно. Вперед по кольцу и радиусам Сооружение Большой кольцевой линии набирает темпы. К уже действующим 10 станциям в этом году в планах стоит ввод еще 11. Реально? Рафик Загрутдинов: Вполне. Две станции на западном участке - "Карамышевскую" и "Мневники" - планируем запустить буквально в марте, еще две - "Терехово" и "Кунцевская" - строятся хорошими темпами. Работы развернуты и на юго-западном участке - на "Давыдково" и "Аминьевской", "Мичуринском проспекте" и "Проспекте Вернадского". Все по плану идет на южном участке, где откроются станции "Новаторская", "Воронцовская" и "Зюзино". После их ввода останется достроить еще 10 станций на восточном и северо-восточном участках БКЛ. Замкнуть кольцо мы намерены в 2022 году. А сооружение радиальных линий - Люблинско-Дмитровской, Сокольнической и Солнцевской - продвинется вперед? Рафик Загрутдинов: На Люблинско-Дмитровской линии сейчас строятся три станции - "Улица 800-летия Москвы", "Лианозово" и "Физтех", на Сокольнической - "Новомосковская", а на Калининско-Солнцевской - станции "Пыхтино" и "Внуково". Аэропорт Внуково будет первым в России со своим входом в метро. На днях у мэра рассматривалось комплексное развитие его территории. Вход в подземку там расположится в пешей доступности от терминала. Окружающую инфраструктуру, как и на всех новых станциях, приведем в порядок. Есть еще несколько перспективных радиусов. В частности, Троицкий. Самый длинный в столице, протяженностью 40 километров, он пройдет от ЗИЛа до Троицка. Пока строится участок до Коммунарки, а финальная часть трассировки еще рассматривается. Маршруты Рублево-Архангельской и Бирюлевской линий тоже пока уточняются. Не раз звучала идея соединения желтой ветки метро в центре города. Появится ли все-таки у москвичей возможность проехать на прямом поезде из Солнцево в Новогиреево? Рафик Загрутдинов: Чтобы соединить эту линию, нужно пройти очень сложный участок по Москве исторической. Мимо храма Христа Спасителя, целого ряда памятников архитектуры, переложить множество инженерных коммуникаций. Безопасно для застройки это можно сделать только на очень большой глубине. Стоить это будет очень дорого, сколько именно - считаем. Думаю, что вернемся к решению вопроса после 2023 года, когда заработает БКЛ и будут проложены основные радиусы. Продолжится ли строительство транспортно-пересадочных узлов в городе? Рафик Загрутдинов: Обязательно. Москвичи уже привыкли к тому, что с метро могут перейти на МЦД или, скажем, к остановке автобуса по принципу "сухие ноги". Поэтому стараемся развивать сеть ТПУ и строить их так, чтобы при завершении строительства очередной станции подземки выходы из нее можно было интегрировать в пересадочный узел. Сейчас в работе более 30 ТПУ. Город финансирует технологическую часть - строительство пешеходных переходов, остановок общественного транспорта, благоустройство, а инвесторы создают на свои средства рабочие места, где разместятся торговля, разные сервисы, банки, МФЦ. Ведутся работы на ТПУ "Аминьевское шоссе". Здесь будет большой транспортный хаб, в состав которого войдут станция метро "Аминьевская", железнодорожная платформа МЦД-4 и остановки для междугородних автобусов. Идет строительство ТПУ "Лермонтовский проспект" с двумя станциями метро - одноименной Таганско-Краснопресненской линии и "Косино" Некрасовской линии. В рамках ТПУ "Электрозаводская", создающегося вокруг введенной 31 декабря в строй станции метро, идет благоустройство. Затем построим красивый мост, который соединит Семеновскую и Рубцовскую набережные. Этот узел очень важен для развивающейся территории университета имени Баумана, на которой планируется создать огромный кластер. Что будет сделано в этом году по развитию Московских центральных диаметров? Рафик Загрутдинов: Напомню, за 2020-й год введены в строй 15 мини-вокзалов, которые пришли на смену старым пригородным платформам на остановках электричек. МЦД, ставшие настоящим наземным метро для москвичей и жителей Подмосковья, внесли новые требования по обслуживанию пассажиров. В ожидании поезда они больше не стоят под дождем и снегом - их укрывают навесы на всю длину платформы, а к электричке можно добраться по эскалаторам и лифтам. Плюс во всех вестибюлях - удобные билетные кассы, туалеты. Пока точно могу сказать о трех новых вокзалах, которые заработают до конца года на МЦД-2, - на станциях Щукинская, Печатники и Марьина Роща. Строятся и реконструируются эти вокзалы на средства федерального бюджета, Москвы и ОАО "РЖД" и окончательная программа их ввода будет утверждена на днях.
|