Антон Бурсак

Без контакта

«Ситроникс» начал поставки RFID-карт метрополитену

«Ситроникс» поставил Московскому метрополитену первую партию бесконтактных транспортных карт, использующих RFID-чипы. Контракт позволит «Ситрониксу» в перспективе получать от нового направления выручку до 120 млн долл. в год. Успех этого проекта может обеспечить компании доступ к контрактам по выпуску аналогичных карт для других транспортных предприятий. Общий объем этого рынка оценивается примерно в 300 млн долл. в год.

Лицевая сторона билетаОборотная сторона билета

Компания «Ситроникс» поставила Московскому метрополитену первую партию бесконтактных транспортных карт. Как сообщили РБК daily в пресс-службе Московского метрополитена, новые проездные билеты на 10, 20 и 60 поездок поступят в продажу с 20 января этого года. Количество закупленных карт представители столичного метрополитена не разглашают.

«Ежемесячная потребность метро в новых проездных билетах — более 20 млн штук, а средняя рыночная стоимость такой карты — около 50 центов, — говорит аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков, — Если «Ситроникс» станет единственным поставщиком проездных билетов на метро, он может зарабатывать на этом проекте до 10 млн долл. в месяц. Это обеспечит компании стабильный денежный поток. В данном случае «Система» продемонстрировала свой административный ресурс. Нельзя исключать, что в перспективе «Ситроникс» включит в число своих клиентов и предприятия наземного транспорта».

До недавнего времени основным поставщиком проездных билетов для столичного метрополитена являлась компания «Экспресс-карт», принадлежащая компании «Розан» — крупнейшему в России производителю смарт-карт. По оценке ИК «Финам», общий объем российского рынка бесконтактных смарт-карт составляет 300 млн долл. в год.

В «Ситрониксе» считают, что сотрудничество будет взаимовыгодным. «Проект с Московским метрополитеном позволяет расширить линейку выпускаемых смарт-карт», — говорит руководитель бизнес-направления «Ситроникс — Микроэлектронные решения» Геннадий Красников.

Использование новых билетов существенно увеличит пропускную способность автоматических контрольных пунктов, считают представители метрополитена. Новые карты будут продаваться наравне с проездными билетами старого образца, снабженными магнитной полосой. В будущем, если эксперимент окажется удачным, планируется полный переход Московского метрополитена на бесконтактные карты.

Смарт-карты активно используются на метрополитенах крупнейших городов мира. Например, в Гонконге еще в 2000 году была введена универсальная проездная смарт-карта Octopus. За шесть лет в большом количестве торговых точек поставили терминалы для оплаты с помощью Octopus недорогих покупок: газет и журналов, еды, напитков и т.д. В Лондоне смарт-карты Oyster появились в 2003 году, за прошедшее с тех пор время выпущено 10 млн таких билетов, с помощью которых осуществляются платежи за две трети поездок в метро и городских автобусах.

Управляющая по связям с общественностью Oracle СНГ Марина Савинова считает подобные решения прогрессивными: «В Лондоне, к примеру, в метро и автобусах пассажиры пользуются бесконтактными картами, а на поездах дальнего следования по-прежнему действует система с билетами и кондукторами. Метрополитену RFID-карты дадут возможность ускорить прохождение пассажиров через турникеты, избежать очередей и увеличить пассажиропоток. С помощью таких карт намного удобнее собирать статистические данные и планировать модернизацию подземки. С другой стороны, оборудование, используемое для считывания и пополнения RFID-карт, достаточно дорого и требует бережного отношения, так что во многих случаях с точки зрения цены может оказаться оптимальной другая система контроля».

Директор отдела по развитию бизнеса компании SAP Алексей Тананакин считает, что RFID-чипы вряд ли в скором времени получат широкое распространение в решениях по контролю пассажиропотока: «Преимущество RFID-чипов перед магнитной полосой или штрихкодом в том, что они содержат намного больше информации, поэтому могут эффективно использоваться для маркировки грузов: в них можно поместить информацию о свойствах груза, маршруте и прочее. Также достаточно популярно использование RFID для контроля доступа и посещаемости сотрудников компаний. Что касается транспортных карт с RFID-чипом, в будущем они могут быть очень перспективны. Например, они позволяют показывать каждому пассажиру персонализированные рекламные сообщения. Однако такие решения вряд ли появятся в краткосрочной перспективе».

Источник: газета “РБК daily”, N5, 17 января 2007 года.

Back
Rambler's Top100