METRO.Библиотека |
Отдел по связям с общественностью и СМИ |
П Р Е С С - Р Е Л И З |
Сход плывуна на южном участке Замоскворецкой линии Московского метрополитена
15 ноября 2003 г. в 03:40 в диспетчерскую метрополитена поступила информация о том, что во время производства плановых работ по химическому закреплению грунтов произошел выброс плывуна (обводненные массы песка) объемом до 10 м3 на первый путь перегона Царицыно - Кантемировская.
Данный участок, введенный в эксплуатацию в декабре 1985 года, является одним из проблемных на метрополитене. Проектом было предусмотрено соединение тоннелей из чугунных тюбингов с тоннелями из сборного железобетона в зоне плывунов, что и обусловило проблему этого участка. В январе 2002 года здесь же под воздействием внешнего давления грунтов и воды были деформированы чугунные тюбинги и железобетонные конструкции тоннеля. В результате произошел прорыв плывуна внутрь тоннеля, что привело к остановке движения. Для снижения негативного воздействия гидрогеологических условий на тоннель (который уже получил деформацию), с января 2001 г. метрополитеном проводятся работы по усилению тюбинговой отделки тоннеля (на данный момент полностью выполнены), химическому закреплению внешних грунтов на участке 100 метров двухпутного перегона, а так же химзакрепление грунтов из самих тоннелей. Данные работы проводятся в "ночные окна", без перерыва движения поездов с пассажирами. |
Однако, перечисленные работы относятся к первоочередным и не дают возможности полностью исключить негативные влияния на тоннель, в связи с чем для ликвидации поступления воды в тоннель со второй половины 2003 года ведется водоподавление с использованием акриловых и полиуретановых материалов. Эти работы в плановом порядке проводились в ночь с 14 на 15 ноября 2003 г. В процессе их производства после бурения скважины из тоннеля в прилегающие грунты произошел выброс плывуна. При подавлении плывуна начался активный вынос песка через дефекты железобетонной обделки на этом участке (в общей сложности 30-35 м3 песка; интенсивность водопоступления - 30-50 м3 в час).
На место инцидента были оперативно стянуты аварийно-восстановительные формирования и прибыло руководство метрополитена. К 05:30 основные источники поступления плывуна в тоннель были заглушены и работа всей Замоскворецкой линии началась в соответствии с графиком. Однако, от воздействия нагрузок, возникающих при движении поездов, на "больной" участок, произошло раскрытие новых точек поступления плывуна в тоннель, в связи с чем в 06:40 движение поездов по данному участку было прекращено, а восстановительные работы продолжены.
Компенсирующие перевозки по маршруту закрытого участка метро 15 ноября 2003 г. были организованы силами Мосгортранса, выделившего 150 автобусов и Московской железной дороги.
В 23:30 15 ноября 2003 г. в основном поступление песка в тоннель удалось ликвидировать, на участке провели обкатку поездами без пассажиров, после чего было принято решение об открытии пассажирского движения с утра 16 ноября.
За участком установлено наблюдение. В ночь с 16 на 17 ноября в удлиненное "ночное окно" выполнены дополнительные работы по химическому закреплению грунтов.
В связи с тем, что инцидент, произошедший в ночь с 14 на 15 ноября, показал низкую эффективность традиционных способов борьбы с плывунами на данном отрезке Замоскворецкой линии, принято решение об обеспечении принудительного водопонижения в зоне "больного" участка, а так же о срочном проектировании замены несущей обделки на металлоблоки. С учетом различного вида технологий этой работы, срок ее выполнения без перерыва движения составит от года до полутора лет. На весь период проектирования и ремонта за участком будет производиться наблюдение и продолжатся локальные работы с использованием традиционных технологий (уборка песка, нагнетание связывающих растворов, водопонижение).
Примечание Ю.Гридчина:
Первый значительный прорыв плывуна в тоннель около станции Царицыно произошел 10 апреля 2001 года. Подробности можно прочитать здесь.