METRO.Библиотека |
Начальник Московского Метрополитена Д.В.Гаев |
П Р Е С С - Р Е Л И З К открытию Бутовской линии метрополитена |
Уважаемые москвичи!
В декабре 2003 года вводится в эксплуатацию первая очередь Бутовской линии легкого метро. Это совершенно новый вид транспорта для нашего города. Проблема транспортного соединения удаленных районов, расположенных за пределами МКАД, с центром столицы, уже давно требовала решения, поскольку городской наземный транспорт по своим характеристикам не способен обеспечить массовые перевозки. Вместе с тем, продление в эти районы линий традиционного метрополитена — процесс не только сложный, но и связанный с большими затратами времени и крупными финансовыми вложениями. Требовалось найти такое решение, которое бы позволило сочетать высокую пропускную способность, надежность и комфорт с возможностью быстрого и экономичного строительства, Легкое метро вполне отвечает всем перечисленным требованиям. Оно пролетает над городскими магистралями по мостам и эстакадам, минуя уличные светофоры и пробки, а скорость его поездов не уступает скорости классического метрополитена. При этом строительство легкого метро не требует сложных геологических изысканий и масштабных земляных работ, а потому ведется достаточно быстро.
Можно сказать, что легкое метро впервые даст возможность людям, живущим в удаленных районах столицы, по-настоящему почувствовать себя москвичами. Бутовская линия позволит забыть об очередях на остановках жителям обширного района, примыкающего к МКАД с юга. Нашим большим достижением была сдача в 2002 году станции «Бульвар Дмитрия Донского» — московское метро впервые пересекло МКАД и пришло в Бутово. Однако эта станция связывала с центром Москвы лишь население северной части района, тогда как жители южной по-прежнему были вынуждены ежедневно сталкиваться с транспортными проблемами, которые теперь успешно решены. Первая станция легкого метро «Улица Старокачаловская» будет соединена с «Бульваром Дмитрия Донского» пересадочным узлом. Уже пусковой участок трассы до станции «Бунинская аллея» позволит большинству жителей Южного Бутово каждый день быстро и комфортно добираться до любой точки столицы. В дальнейшем линия протянется к одному из самых удаленных микрорайонов столицы — Новокурьяново.
Строительство первого участка Бутовской линии завершается в соответствии с ранее определенными сроками. В этом есть заслуга огромного коллектива специалистов: рабочих, инженеров, архитекторов, руководителей. Благодаря их упорной, слаженной и профессиональной работе уже в этом году первые пассажиры смогут оценить все достоинства нового вида транспорта. Бутовская линия возводилась совместными усилиями нескольких организаций: Московского Метрополитена, ОАО «Мосметрострой», АО «Метрогипротранс». Для специалистов этих организаций Бутовская линия — это еще и источник огромного опыта, который будет потом применен при строительстве новых трасс легкого метро. Это позволит жителям Солнцево, Новопеределкино и других удаленных московских районов предоставить столь же удобную возможность быстро оказаться под стенами Кремля, как и жителям Южного Бутово.
Бутовская линия: какая она будет
Бутовская линия легкого метро — уникальное для нашей страны транспортное сооружение, первый опыт строительства высокоскоростного надземного транспорта. Общая протяженность трассы Бутовской линии составляет 10,8 км, из них 8,2 км проходят по эстакаде. Всего на линии планируется восемь остановок, причем пять из них будут открыты в декабре этого года («Улица Старокачаловская», «Улица Скобелевская», «Бульвар Адмирала Ушакова», «Бунинская аллея»), еще три станции («Улица Старопотаповская», «Улица Остафьевская», «Новокурьяново») откроются позже — это вторая очередь линии. Возле станции «Новокурьяново», в районе экспериментального кольца ВНИИ железнодорожного транспорта МПС будет построено электродепо для поездов Бутовской линии.
«Улица Старокачаловская» — первая станция Бутовской линии. Она представляет собой пересадочный узел, соединяющий легкое метро с традиционным метрополитеном. «Улица Старокачаловская» располагается под землей, на одном уровне со станцией «Бульвар Дмитрия Донского». Здесь начинается подземный участок Бутовской линии длиной 1,8 км, который проходит под одноименным лесопарком. Участок сооружался закрытым способом канадским тоннелепроходческим комплексом «LOVAT». Это позволило избежать осадки поверхности и полностью сохранить ландшафт парка.
Большая часть линии легкого метро пройдет по открытой местности, но, несмотря на это, жители района будут полностью защищены от шума поездов благодаря целому комплексу специальных мер. На эстакадах установлены шумопоглощающие и шумоизолирующие панели из современных материалов, рельсы уложены на щебеночный балласт, который, в свою очередь, размещен на шумоизолирующих ковриках из специально разработанного материала. Кроме того, на линии использована современная конструкция пути — так называемый «бесстыковый» путь уложен на шпалы из лиственницы. Это принципиально новая технология сооружения пути позволяет значительно уменьшить шум от прохождения поездов и практически полностью избежать «клавишного» эффекта. Эстакады легкого метро технологически «разделены» на два уровня. В верхнем расположены пути для поездов и необходимое техническое оборудование, в нижнем — проходная галерея для коммуникаций, спрятанных от глаз пассажиров и от осадков.
Станции легкого метро открытые и расположены под металлическим навесом, опирающимся на металлоконструкции. Платформы станций островного типа, шириной 7 и длиной 92 м. От осадков и ветра новые метровокзалы защищены прозрачными шумоотражающими экранами. Из наземных вестибюлей пассажиры смогут подняться к поездам по эскалаторам, накрытым стеклянной галереей. Высота от пола вестибюля до основания платформы составляет 9,6 метров. Помимо эскалаторов, на станциях впервые предусмотрены лифты для инвалидов.
Бутовская линия почти в полтора раза сократит время поездки до центра города для 98 тысяч жителей микрорайона. На первом этапе эксплуатации ее пассажиропоток составит 9-12 тысяч человек в час, а объем перевозок превысит 58 млн. человек в год. Цифра эта будет увеличиваться по мере строительства в Бутово нового жилья.
Строительство пускового участка
В создание первой линии легкого метро вложен труд тысяч людей — работников множества строительных и архитектурно-планировочных организаций. Строительство пускового участка от станции «Старокачаловская» до «Бунинской аллеи» длиной 6,2 км началось в 2002 году. Особенностью новой линии является размещение большей ее части на эстакаде, чем достигается значительное удешевление строительства по сравнению с традиционным метрополитеном. Кроме того, длина платформ станций уменьшена до 90 метров. Однако кажущаяся «легкость» обернулась для строителей непростой задачей — опыта сооружения подобных линий в России до сих пор не было. Тем не менее, слаженный коллектив квалифицированных специалистов Метростроя успешно достиг поставленной цели, В рекордно короткие сроки сооружено более 6 км первой линии легкого метро.
Уже к моменту открытия «Бульвара Дмитрия Донского» в конце 2002 года станция «Улица Старокачаловская», соединенная пересадкой с Серпуховско-Тимирязевской линией, в основных конструкциях была отстроена. Оставшиеся работы были выполнены коллективом СМУ-11, которое также произвело необходимую реконструкцию электродепо «Варшавское». Это депо будет обслуживать Бутовскую линию до завершения строительства собственного депо в Новокурьяново, Камера съездов за станцией была сооружена коллективами СМУ-13 и СМУ-14. Она строилась в котловане глубиной 22 метра с ограждающими конструкциями из «стен в грунте», выполненными СМУ-9. Работы, проводившиеся закрытым способом, провели коллективы ТО №6 и СМУ-8. Участок под Бутовским лесопарком был пройден ТО №6 с помощью механизированного тоннелепроходческого комплекса с грунтопригрузом забоя «LOVАТ». Отделка тоннеля диаметром 6 метров выполнена из водонепроницаемых железобетонных блоков, изготовленных на Очаковском заводе железобетонных изделий Московского Метростроя.
В строительстве пускового участка эстакадной части со станциями «Улица Скобелевская», «Бульвар Адмирала Ушакова», «Улица Горчакова» и «Бунинская аллея» принимали участие СМУ-3, СМУ-5, СМУ-6, СМУ-8, СМУ-13, СМУ-14 и СМУ-15. Здесь проведено бурение для установки свай опор эстакады бурошнековым способом с помощью установок «Касагранде», а также бетонирование ростверков опор. Большой объем земляных работ на пусковом участке, сооружение «стен в грунте» и свайных фундаментов опор эстакады выполнило СМУ-9. Монтаж пролетных строений провели СМУ-14 и НПО «Мостовик», а монтаж навесов платформ — CМУ-15. Металлоконструкции пролетных строений перегонов, станционных платформ и навесов платформ изготавливались и поставлялись специально для Бутовской линии рядом российских предприятий.
Укладка более 12 км пути на бетонном и щебеночном основании производилась силами ТО №6. Работники СМУ-4 провели установку 15 эскалаторов, а также смонтировали системы энергоснабжения, отопления, вентиляции, водопровода и канализации вестибюлей и подстанций. Управление спецработ (УСР) выполнило отделочные работы пяти станций, вестибюлей и четырех подстанций.
Сооружение второго участка Бутовской линии с тремя станциями («Улица Старопотаповская», «Улица Остафьевская», «Новокурьяново») планируется завершить в 2005 году.
Архитектура
Архитектурное решение станций линии легкого метро яркий пример успешного сочетания лаконичной простоты с удобством и эстетической привлекательностью. Первая станция Бутовской линии «Улица Старокачаловская» является пересадочной на станцию «Бульвар Дмитрия Донского» Серпуховско-Тимирязевской линии и образует с ней единый станционный комплекс. Длина посадочной платформы составляет 92 метра. Со станции «Бульвар Дмитрия Донского» на Бутовскую линию можно перейти через пересадочный узел; кроме того, южный вестибюль станции «Бульвар Дмитрия Донского» — общий для двух станций. Однопролетные станционные объемы сооружены из монолитного железобетона. Каждый из них оснащен пассажирской платформой шириной 4,5 метра и одним путем. С платформ станции на уровень галереи «Бульвара Дмитрия Донского» или в объединенный вестибюль комплекса ведет небольшая лестница.
В отделке станции «Улица Старокачаловская» применены традиционные материалы: мрамор, гранит, алюминий, нержавеющая сталь. Полы покрыты полированными плитами из различных видов гранита, путевые стены облицованы белым мрамором с цветными включениями. Облицовка полов, цоколей и стен на одной станции выполнена в теплых красно-розовых тонах, на другой — в холодных серо-зеленых. У края платформы, где потолок волной поднимается над ней, на всю длину станции подвешен светильник в виде сплошной светящейся полосы. Свет распространяется вниз на край платформы и вверх, отражаясь от криволинейного потолка. В нишах над скамьями установлены бра в виде сдвоенных шаров из молочного стекла. Выход в город обеспечивается через пешеходный переход с пятью лестницами, заключенными в отапливаемые павильоны. В пешеходных переходах предусмотрены помещения для попутной торговли и обслуживания пассажиров.
Остальные четыре станции линии располагаются на эстакадах. На поверхность легкое метро выходит перед Новобутовской улицей и далее устремляется в глубь квартала. На пересечении бульвара Адмирала Ушакова и Скобелевской улицы располагается станция «Улица Скобелевская». Пройдя вдоль бульвара Адмирала Ушакова по площади между улицами Адмирала Лазарева и Южнобутовской улицей, линия подходит к станции «Бульвар Адмирала Ушакова». Затем она огибает Детский парк и, миновав улицу Горчакова, приближается к Черневской улице, где расположена станция «Улица Горчакова». Далее через парк между улицами Адмирала Руднева и Черневской эстакада приходит к конечной станции «Бунинская аллея».
Платформы станций находятся на высоте 9,6 м. Они соединены трехленточными эскалаторами с расположенными под эстакадой вестибюлями-галереями. В вестибюлях размещены кассовый зал и блок служебных помещений. Станции «Бульвар Адмирала Ушакова», «Улица Горчакова» и «Бунинская аллея» оснащены одним вестибюлем, «Улица Скобелевская» — двумя.
Внутреннее пространство станций освещают световые полосы люминесцентных светильников, идущие вдоль платформ сквозь эскалаторные галереи. Пассажирская зона вестибюлей освещена точечными светильниками, встроенными в потолок. Цветовая гамма фасадной части Бутовской линии выдержана в холодных тонах: сине-зеленый цвет несущих металлических элементов конструкции сочетается со светло-голубым цветом стен наземных сооружений и верхнего пояса эстакады, выполненного из шумопоглощающих панелей.
Фасады вестибюлей, электроподстанций и аварийных выходов облицованы фиброцементными панелями со вставками из термообработанного и полированного гранита «Возрождение». Нижнюю часть стен подчеркивает цоколь из полированного габбро. Стены в интерьерах вестибюлей также выполнены из термообработанного гранита. Подшивные потолки вестибюлей и эскалаторных галерей сделаны из алюминиевого профиля. Полы платформ, вестибюлей, а также входные площадки перед ними выложены плитами из различных пород гранита.
Новый подвижной состав
Для линий легкого метро специалистами ЗАО «Метровагонмаш» был разработан принципиально новый подвижной состав, вагоны серии 81-740/741. Новые вагоны соответствуют лучшим мировым образцам с точки зрения комфорта и безопасности поездок. Вагон состоит из двух сочлененных секций с переходом, опирающихся на три тележки, из которых две крайние — моторные, а центральная — не моторная. На вагонах установлен асинхронный тяговый привод фирмы «Альстом», прошедший успешные испытания в составе поезда «Яуза». Он обеспечивает лучшие эксплуатационные характеристики, комфортность поездки, экономию электроэнергии и более высокую надежность.
Кузова вагонов выполнены из устойчивой к коррозии стали, многослойный пол обеспечивает тепло- и шумоизоляцию. В боковых стенках размещены четыре (в головной секции) или пять (в промежуточной) окон и два дверных проема. Стенки защищены утеплителем и противошумной мастикой. В окнах установлены двойные стеклопакеты с тонированными стеклами, часть окон оборудована форточками, что обеспечивает лучшую герметичность по сравнению со сдвижными окнами. Двухстворчатые поворотно-раздвижные двери пассажирского салона в закрытом состоянии устанавливаются заподлицо с боковой стенкой.
В салоне установлены антивандальные диваны полужесткой конструкции с мягкими вставками, Облицовка кабины, салона и каркасы диванов выполнены из трудногорючего стеклопластика. Освещенность салона обеспечивают две «световые линии», в каждую из которых встроены громкоговорители системы оповещения, приборы и датчики пожарной сигнализации. Салон оборудован системой связи «пассажир-машинист», устройством радиооповещения, электронной «бегущей строкой» и наддверным табло указателя местонахождения поезда. Вагоны оснащены системой пожаротушения «Игла», кроме того, в салоне и в кабине машиниста установлены огнетушители. В случае опасности замки торцевых дверей вагонов разблокируются по сигналу машиниста для обеспечения сквозного прохода при эвакуации.
Поскольку в условиях Москвы вагоны будут эксплуатироваться при температуре от -40°С до + 40°С и относительной влажности воздуха до 90%, кабина машиниста оснащена системами отопления и кондиционирования, а пассажирский салон — системами принудительной вентиляции и отопления. Кабина машиниста также оборудована широким лобовым стеклом, обеспечивающим хороший обзор и безопасность при разрушении. Все ее стекла оснащены электрообогревом. В кабине имеются стеклоочиститель, омыватель лобового стекла и противосолнечная шторка. Вместо зеркал заднего вида установлены видеокамеры, передающие изображение на монитор.
Система поездного управления «Витязь-М», установленная на новом подвижном составе, представляет собой комплекс бортовых компьютеров, объединенных между собой и с поездным компьютером, дублированным двухпроводным каналом последовательной передачи данных. Применение системы автоматической регистрации параметров движения («черный ящик») обеспечивает возможность оперативного поиска и устранения неисправностей. Вся диагностическая информация выводится на экран монитора, расположенного в кабине машиниста.
|
Перспективы развития легкого метро. Солнцевская линия
Бутовская линия — лишь первый этап длительной работы по соединению удаленных районов с центром столицы. Помимо продолжения этой трассы до станции «Новокурьяново», намеченного на 2004 год, одновременно планируется вести строительство другой линии легкого метро — Солнцевской.
В отличие от своей предшественницы, Солнцевская линия будет начинаться еще в пределах МКАД, у конечной станции Сокольнической линии — «Юго-Западная». Она пройдет через Тропарево, Никулино, Очаково, Матвеевское, Солнцево и Новопеределкино, где в настоящее время проживает около 320 тысяч человек. Протяженность линии составит 10,3 км, из них подземный участок — 1,7 км, наземный и надземный (на эстакаде) — 8,6 км. Благодаря подземному расположению головного участка линии будет решен ряд технических проблем, связанных с существующими коммуникациями и организацией дорожного движения. Подвижной состав новой линии будет обслуживать электродепо «Солнцево». В дальнейшем возможна интеграция Солнцевской линии легкого метро с Сокольнической линией метрополитена, а также с проектируемой линией вдоль Мичуринского проспекта в направлении Парка Победы.
На Солнцевской линии разместятся восемь станций, в том числе две подземные мелкого заложения («Юго-Западная», «Никулинская») и шесть надземных на эстакаде («Олимпийская Деревня», «Востряково», «Терёшково», «Солнцево», «Боровское шоссе», «Новопеределкино»). Максимальный пассажиропоток на период пуска составит 13,5-14,1 тысяч человек в час. Солнцевская линия позволит пассажирам преодолевать расстояние от «Новопеределкино» до «Юго-Западной» менее чем за 20 минут, что значительно улучшит транспортное обслуживание горожан.
Все станции, расположенные на эстакадах, спроектированы по одной конструктивно-планировочной схеме: длина платформы — 92 м, ширина — 8м. Ширина вестибюлей составит 18 м, длина — 61,4 м с подвалом для проводки коммуникаций. Они соединятся с платформами трехленточными эскалаторами высотой 9,6 м. В вестибюлях будут расположены кассовый зал с турникетами, пост милиции, блок технологических и санитарно-технических помещений. Все станции планируется оборудовать лифтами для инвалидов, пандусами и широкими дверями.
Станции и вестибюли будут отделаны высококачественными материалами, отвечающими самым высоким эстетическим, технологическим и функциональным требованиям. Стены вестибюлей планируется построить из кирпича по железобетонному основанию и облицевать декоративными панелями с утеплителем. Пол будет выложен полированными гранитными плитами, витражи и окна будут создаваться из алюминиевых профилей со стеклопакетами. Платформы оборудуют навесами из легких металлических конструкций, а на перегонах, проходящих по эстакадам, появятся ограждающие панели, что позволит защитить от шума жителей прилегающих районов и улучшить внешний вид всего сооружения.
Эстетическое оформление станций Солнцевской линии призвано отобразить идею гармонии человека с природой. Центральное место отведено Солнцу — главному светилу и источнику жизни. На каждой станции эта тема при помощи композиционных архитектурных приемов получит собственное неповторимое развитие.
С чего все начиналось
Построенная к 1961 году Московская кольцевая автодорога (МКАД) задумывалась как граница города, четко отделяющая его от сельской периферии. Но уже в восьмидесятых годах стало понятно, что и это кольцо слишком тесно для быстро растущего города. Москва перешагнула через МКАД, за пределами которой один за другим стали возникать новые микрорайоны — Солнцево, Митино, Новокосино, Жулёбино. Одним из самых динамично развивающихся стал район Бутово, расположенный к югу от МКАД, где выросли микрорайоны Южное и Северное Бутово. По своей удаленности от центра Южное Бутово уступает, пожалуй, только Зеленограду. Поэтому проблема его связи с другими районами столицы сразу стала чрезвычайно острой.
Решение этой проблемы наметилось с началом строительства Серпуховско-Тимирязевской линии Московского метрополитена — одной из самых молодых подземных магистралей. Первый ее участок был сдан в эксплуатацию в 1983 году, но тогда она завершалась лишь на станции «Южная» в районе Днепропетровской улицы в микрорайоне Чертаново. В 1985 году открылась станция «Пражская», но дальнейшее движение на юг было надолго приостановлено. Возобновилось оно лишь спустя пятнадцать лет. В 2000 году вступила в строй станция «Улица Академика Янгеля», в 2001 — «Аннино», вплотную приблизившая метро к МКАД. В момент ее открытия уже велось строительство последнего участка Серпуховско-Тимирязевской линии, и в декабре 2002 года состоялось торжественное открытие станции «Бульвар Дмитрия Донского» в Северном Бутово. Уникальность этой станции не исчерпывалась тем, что она расположена за пределами МКАД. Здесь, например, впервые в Московском метрополитене управление движением поездов и контроль за состоянием автоматики стали осуществляться с помощью специальной компьютерной системы. Но безусловно, главная особенность «Бульвара Дмитрия Донского» заключается в том, что он связан пересадкой с первой станцией легкого метро.
Первоначальные проекты развития метрополитена предполагали строительство хордовой линии Митино-Бутово. Когда от этого трудноосуществимого проекта пришлось отказаться, был разработан план продления Серпуховско-Тимирязевской линии в Бутово. Завершать ее должна была одноименная станция. Однако и от этого проекта отказались, поскольку при больших финансовых затратах, он все равно не обеспечивал надежной связи с городом для жителей многих новостроек. Поэтому, когда было принято решение о создании в Москве нового вида транспорта — легкого метро, именно Бутово оказалось тем «пробным камнем», на котором отрабатывались и испытывались новые для Москвы технологии и архитектурные решения. Станция «Бульвар Дмитрия Донского», будучи 164 станцией классического московского метро, изначально планировалась как место, где подземная дорога начнет свой путь наверх, чтобы через несколько километров взлететь над поверхностью земли, унося пассажиров по первой линии скоростного надземного транспорта столицы.