Юрий Гридчин. Транспорт Парижа. Метрополитен
На большинстве станций имеются табло, на которых отображается время до прибытия состава, что особенно актуально для линий имеющих разветвления. На каждой станции есть схема ближайшего квартала с обозначение входов в метро и остановок наземного транспорта, а также две схемы скоростного транспорта (только центральная часть города и город и окрестности). Следует отметить некоторые станции, которые композиционно или архитектурно выделяются. Например, станция Louvre-Rivoli на линии 1 содержит в нишах копии с шедевров музея Лувра. На станции Arts et Metiers (линия 11) полностью покрытой медью вы ощущаете себя пленником на подводной лодке капитана Немо. Стены станции Bastille (линия 1) украшены фресками из истории Парижа и Франции. На станции Concorde (линия 12) вы можете изучить текст "Декларации о правах человека". На станции Pasteur, ожидая поезда, можно почитать стенды описывающие результаты деятельности великого Пастера. Интересные нюансы можно встретить на многих станциях метро Парижа.
Для любителей метро на станции Les Halles открыт магазин, где можно приобрести книги и сувениры по транспортной тематике (ассортимент товаров можно выбрать и заказать через интернет-магазин). Вагоны имеют помимо стандартного колеса, катящегося по рельсу, еще одно внешнее резиновое, которое катится по специальной подставке. Движение получается мягкое, и шум от состава значительно снижается. На большинстве линий ходят пятивагонные составы. Встречается много машинистов-женщин. Немножко непривычно, что в поездах метро и электричках не объявляются остановки (исключение составляют первая и четырнадцатая линия метро). На большинстве линий сидения в вагонах расположены перпендикулярно оси движения по 4 в ряду (2+2). У каждой из дверей есть откидные сидения. В час пик их использование для сидения считается у парижан неприличным. В вагоне на стенах размещены схемы скоростного транспорта Парижа, а над каждой дверью находится схема линии, по которой вы едете, с указанием возможных пересадок и основных достопримечательностей в окрестностях линии. Если станция линии находится на реконструкции или закрыта, то на схеме даётся информация о сроках проведения работ. При сбоях в движении или иных инцидентах на линиях оповещает машинист по громкой связи (только по-французски). Двери на старых типах вагонов открываются после остановки на станции вручную поднятием рычажка или нажатием кнопки. Перед закрытием дверей в вагоне раздается предупредительный сигнал. На четырнадцатой линии движение осуществляется без участия машинистов, поэтому станции оборудованы прозрачной стенкой с дверьми, которые открываются синхронно с дверьми прибывшего поезда. Состав сочлененный, его можно пройти из конца в конец. Места для сидения расположены по стенам вагонов, как в российских поездах метро. Очень прикольно ехать в первом вагоне у лобового стекла и смотреть вперед в чуть освещенный тоннель. Опыт автоматизации движения признан успешным, поэтому в период до 2010 года запланированы работы по переводу на движение без машинистов линии 1. Подвижной состав в 2007 году состоит из составов следующих типов: Парижане сходны по поведению в метро с москвичами. Но есть и ряд отличий: народ не любит продвигаться в вагон - приходится аккуратно обходить. Также считается в порядке вещей вставать для выхода после полной остановки состава и с криками "Pardon!" прорываться из вагона. Из окон вагона видно, что многие тоннели сильно расписаны граффити, на станциях вандализм встречался редко. Схема метро на первый взгляд кажется очень запутанной, но поездив в метро, начинаешь понимать ее скрытую логику. По сути это совокупность диаметральных и хордовых линий. Это позволяет избежать перегрузки станций расположенных в центре города за счет оттока пассажиров на хорды. Единственный минус - потенциальное увеличение количества пересадок пассажира при поездке из района в район. Наземный транспорт В наземном транспорте проехаться не привелось. Но проблема скорости его движения в часы пик решена с помощью выделения отдельных полос для общественного транспорта. По ним также разрешено движение такси. Для россиян будет удивительно, но ни днём ни ночью никто не занимает выделенные полосы, обозначенные надписью "bus". В настоящее время ведется активное возвращение трамвая, который показал свою эффективность при перевозке пассажиров в отдаленных районах и пригородах Парижа. Уже действуют четыре линии трамвая, которые полукружьями соединяют предместья Парижа и линии метро на уровне конечных станций. Сейчас ведутся работы по продлению линии Т2 от Дефанса (La Défense) на 4,2 км на север до Pont de Bezons. Есть план создания широкой сети трамвайных линий. Оригинален подземный транспортный терминал делового центра Дефанс, который вмещает удобно соединенные железнодорожную станцию (поезда RER и Transilien), станцию метро, трамвайные и автобусные маршруты. VAL В аэропорту Шарль-де-Голль (Aeroport Roissy-Charles-de-Gaulle) имеются две автоматизированные линии VAL. Одна имеет пять остановочных пунктов и соединяет терминалы 1 и 2 со станцией RER и парковочными зонами. Вторая, именуемая LISA, имеет две станции и соединяет терминал 2D с терминалом 2E. Поскольку именно терминал 2E обслуживает рейсы Аэрофлота, то дважды удалось проехать на составе LISA (смотрите видеосюжет). Пригородное сообщение
Схемы 1. Схема метрополитена Парижа (март 2008) 2. Схема метрополитена Парижа (март 2008), формат Adobe Acrobat (114 Кб) 3. Схема путевого развития парижского метро (сентябрь 2007), формат Adobe Acrobat (2,8 Мб) 4. Схема пригородного сообщения RER (март 2008), GIF Image (243 Кб) Избранные интернет-ресурсы Следует сказать добрые слова создателям сайта "Автономного управления парижского городского транспорта" (RATP), с помощью которого вы можете найти ответы на многие вопросы о транспорте Парижа. Имеется прекрасный навигатор, который позволяет не только проложить оптимальный маршрут между двумя точками города, но и с точностью до минуты просчитать время поездки, получить схемы интересующих кварталов, распечатать найденную информацию на принтере. Здесь же публикуется актуальная информация о траффике и даже о работе транспорта в период забастовок. Для знатоков французского языка (и не только) рекомендую также транспортный новостной сайт MétroPole, где можно найти свежую информацию, фотографии подвижного состава и станций, проекты развития транспортной сети. Подборка панорамных фотографий парижского метро выложена на ресурсе Métrorama. Там же вы найдёте список отличных книг, посвящённых метрополитену столицы Франции. Фотографии Эстакада линии 6 и вестибюль станции Glaciere Линия 6. Станция Glaciere Линия 6. Станция Glaciere Линия 6. Станция Glaciere Вход в вестибюль станции Ecole Militaire (линия 8) Линия 8. Станция Ecole Militaire Вход в вестибюль станции Madeleine (линии 8, 12 и 14) Линия 8. Станция Madeleine Линия 12. Станция Madeleine Линия 12. Станция Lamarck-Caulaincourt Монмартр. Вход в вестибюль станции Lamarck-Caulaincourt (линия 12) Монмартр. Вход в вестибюль станции Abesses (линия 12) Линия 12. Станция Abesses Линия 14. Станция Saint-Lazare Линия 14. Интерьер вагона типа MP89CA Линия 14. Станция Chatelet Линия 14. Станция Chatelet Линия 14. Станция Chatelet Вход в вестибюль станции Chatelet Линия 4. Станция Cite Линия 4. Станция Cite Линия 4. Станция Denfert Rochereau Линия 6. Станция Saint-Jacques Линия 6. Станция Bercy Линия 1. Станция Champs-Elysees Clemenceau Линия 1. Станция Esplanade de la Defense Линия 1. Станция Esplanade de la Defense Вагон типа MP89CC на станции Esplanade de la Defense Линия 13. Станция Invalides Линия 12. Вход в вестибюль станции Solferino Линия 7. Станция Pont Marie Линия 7. Вход в вестибюль станции Pont Marie Линия 6. Станция Place d'Italie Линия 12. Вход в вестибюль станции Notre-Dame des-Champs Линия 12. Реконструкция станции Notre-Dame des-Champs Вход на станцию Pigalle (линия 2 и 12) Линия 12. Станция Pigalle Линия 12. Станция Pasteur Аэропорт Roissy-Charles-de-Gaulle. Станция LISA в терминале 2E Аэропорт Roissy-Charles-de-Gaulle. Станция LISA в терминале 2E Аэропорт Roissy-Charles-de-Gaulle. Станция LISA в терминале 2E Аэропорт Roissy-Charles-de-Gaulle. Подвижной состав LISA Аэропорт Roissy-Charles-de-Gaulle. Интерьер подвижного состава LISA Электропоезда TGV на вокзале Montparnasse в Париже Двухэтажный электропоезд Coradia-Duplex (Mk2 TER-2N модель Z 26500 EMU-4 производства компании Alstom) Вокзал Versailles-Chantiers в Версале Второй этаж электропоезда Тамбур электропоезда |