Мякинино (Приметростроился) Метро — государственное, станция — частная. "Мякинино" не только свяжет Москву и Подмосковье, но и даст первый пример, как метрополитен может сотрудничать с частным бизнесом. 26 декабря Арбатско-Покровская линия Московского метрополитена пополнится тремя новыми станциями: "Митино", "Волоколамская" и "Мякинино". Последняя, не успев открыться, уже стала сенсацией. Особенность станции номер один — это то, что она строится на территории области, а не Москвы. Сам же Красногорский район, где уже разместился Мособлсуд и правительство Громова, а теперь будет и станция "Мякинино", давно претендует на звание "столицы Подмосковья". Налаживание подземного сообщения между "двумя столицами" станет новым импульсом для роста города-спутника. Однако у станции есть и вторая особенность — она возводится на частные деньги, которые предоставило ЗАО "Крокус". Поэтому "спутником", вероятно, станет не столько сам Красногорск, сколько разросшаяся площадка "Крокуса". Арас Агаларов, президент ЗАО "Крокус", не скрывает, что хочет повторить подвиг Юрия Долгорукого и основать свой "город" на берегу Москвы-реки. Волей-неволей он вступает в конкуренцию с Лужковым и его Сити, зажатым между набережной и Третьим транспортным кольцом. "Здесь должен быть финансовый центр, Сити, как говорится за границей, — поясняет Арас Агаларов. — Мы уже создали для него всю инфраструктуру. Ведь понимаете: Сити должен начинаться не с офисов, а именно с инфраструктуры. Чтобы людям было где оставить машину, на чем добраться, где провести совещание". Собственно, у "Крокуса" для этих людей уже сегодня предусмотрено два магазина, выставочные и концертный зал, отель, конференц-холлы, стоянки, яхт-клуб и даже вертолетная площадка. Дело за малым: возвести сами офисы, а площадка для них — в пойме Москвы-реки — уже огорожена и готова к застройке. Поэтому станция метро — это стратегический проект: город, тем более бизнес-город, не может без метро. "Подземные пути здесь все равно бы прокладывались, в сторону Митино, — рассказывает Арас Агаларов. — Мы решили сделать станцию: вкладываем 600 млн рублей и получаем гарантированный приток посетителей в наш концертный зал — более 6 тысяч мест — и на выставочные площади. Выгода очевидна". Для Московского метрополитена, который фактически полностью финансируется из бюджета города, выгода тоже просматривается. Еще до кризиса перспективы частногосударственного партнерства в строительстве станций активно обсуждались, потом сошли на нет. Инициатива "Крокуса" оказалась единственно реализованной, причем, несмотря на то что о проекте было известно почти 5 лет назад, для него до сих пор не придумали юридической формы. Изменять цену на билеты частный владелец станции не может, вводить какую-то дополнительную плату — тоже. С другой стороны, станция построена на его земле и на его деньги. "Это самый сложный вопрос, — признается Арас Агаларов. — Очевидно, после оформления в нашу собственность станция будет передана на эксплуатацию метро". По крайней мере, революционных предложений — приватизировать московскую подземку, как когда-то это сделали с лондонской, — ждать не приходится. В дизайне станции тоже не будет ничего революционного: гранит на высоту человеческого роста, дальше — оштукатуренные белые стены, а в центре, где ходят поезда, — колонны из нержавеющей стали. Подземка, в отличие от магазинов "Крокуса", воплощает строгость и скромность: "Мякинино" чем-то напоминает "Александровский сад", только значительно просторнее и выше. "Первоначальный вариант станции был гораздо красивее, чем тот, который в результате увидят москвичи, — признался главный архитектор ОАО "Метрогипротранс" Николай Шумаков. — Мы хотели сделать стеклянные стены, изящные облачка-отражатели на потолках, но заказчик решил, что все это лишнее. Эстетически "Мякинино", на мой взгляд, очень многое потеряла. Кроме того, по требованию частного инвестора мы построили станцию не возле зданий областного правительства, что было бы логично, а перенесли ее ближе к магазинам "Крокуса". И из-за этого она вышла из-под земли и заняла первый этаж в его парковке". Парковка — это девять этажей машино-мест, которые будут возвышаться над станцией. Между тем новая стоянка тоже неочевидный плюс: от привлекательной перспективы доехать до "Крокуса" на машине, а потом пересесть на метро, вероятно, придется отказаться. Арас Агаларов дал понять, что выполнять функции перехватывающей парковки "новая столица" не хочет, и, хотя стоянка будет бесплатной, "Крокус" найдет способ отличить своих от пришлых. Зато уж для своих здесь же предусмотрены прямые переходы со станции метро в "Крокус-Экспо" и "Крокус Сити Холл". И уже сейчас, пока "Мякинино" закрыто, декабрьские концерты в "Холле" очень уверенно анонсируются по радио: 66-й километр МКАД, станция метро "Мякинино". Даже если бизнес-центр в обозримом будущем не появится, здесь есть чему удивиться: в Московской области действует первый концертный зал — со своим собственным метро. © ЗАО “Коммерсантъ. Издательский дом”, N31, 14 декабря 2009 года.
|