![]() ![]() Метро: главное, чтобы было! Московское метро переживает активное развитие. До 2030 года власти города предполагают открыть 30 новых станций, каждая из которых станет самостоятельным архитектурным проектом. На тему проектирования столичной подземки «Метростроевец» побеседовал с народным архитектором РФ, президентом Союза московских архитекторов и Союза архитекторов России Николаем Шумаковым. Под его руководством создано несколько десятков станций Московского метрополитена. Академик Российской академии архитектуры и строительных. наук, академик Российской академии художеств, он обладатель множества престижных наград. — Николай Иванович, за полвека работы вы спроектировали свыше 40 станций метро. Как вам удаётся столько лет держать планку, не опускаясь, как это бывает, до банальности или примитива? — Начнём с уточнения. Я предполагал, что всего у меня было около 50 станций метро, но недавно пересчитал, и эта цифра скорректировалась, поскольку за три года работы главным архитектором в Мосинжпроекте моё портфолио существенно пополнилось. Поэтому можно смело говорить, что на данный момент это 60 станций. Примерно половина проектов реализована. Как этого достичь? Непрерывной работой, когда занимаешься архитектурой 24 часа в сутки. Засыпаешь с одной идеей, просыпаешься с другой, и они постоянно крутятся у тебя в голове. Я сам делаю эскизы и хожу по исполнителям: даю задания проработать тот или иной вариант. Затем наступает длительный процесс отбора лучших предложений, всё время хочется что-то изменить, переделать... и так до бесконечности. Это работа на износ. — Как у вас рождаются идеи новых проектов? — Они не рождаются. Как сказал поэт Андрей Вознесенский, «стихи не пишутся — случаются»... Просто, берясь за новый объект, ты, как правило, уже знаешь, чего хочешь, и ставишь для себя сверхзадачу, понимая, что выполнить её фактически невозможно. Но всеми силами пытаешься решить — с трудом подбираешься, подбираешься, пока не остановишься на устраивающем тебя варианте. — А как вы поймёте, что он устроит всех? — Для этого мы изучаем натуру, подключаем надзор, проводим множество других мероприятий. А дальше — садишься и работаешь, работаешь... Ничего вдохновенного в этом процессе нет! Про вдохновение вообще всё сказки. Просто есть профессионализм, и есть тема, которой конкретный человек отлично владеет, потому что занимается ею всю жизнь. И в нашем случае это архитектура. — Как поступают архитекторы, если их идеи великолепны, но чрезвычайно сложны с точки зрения исполнения? — Что касается меня — я благополучно ограничиваю полёт своих фантазий, потому что отлично представляю возможности метростроителей. Я знаю абсолютно все их строительно-монтажные управления, руководство компаний, с которым в любой момент могу переговорить. Поэтому никаких заведомо невыполнимых задач стараюсь не ставить. — За годы работы вам приходилось видеть, как менялись архитектурные стили оформления станций. Насколько они соответствовали запросам времени? — Архитектура метро менялась точно так же, как архитектура всей страны: сначала Советского Союза, потом России. Она не делилась на подземную или наземную. Было общее понятие архитектуры, которая развивалась, отталкиваясь от мировых тенденций, будь то Европа или Америка. Мы изучали, копировали, перерабатывали передовые идеи, внося в них что-то своё. Придя в 1977 году в Метрогипротранс я, как и все, столкнулся с типовым проектированием. — Это как панельные дома? — Абсолютно точно. Эти альбомы состояли из набора самых простеньких с точки зрения конструктива и архитектуры типовых листов, которые мы благополучно применяли. Но уже в те годы типовой вал потихоньку ослабевал и в первой половине восьмидесятых фактических сошёл «на нет». Был и ещё один, незначительный по времени этап возвращения к типовому проектированию. Первый участок Большой кольцевой линии — станции “ЦСКА”, “Хорошёвская”, “Шелепиха”, “Петровский парк” — прошли под знаменем типового строительства. Но пассажиры подземки вряд ли обратили на это внимание, поскольку нам удалось использовать разные приёмы для того, чтобы архитектура превратилась из типовой в нетиповую, оригинальную. — Насколько обогащают, упрощают или осложняют работу современные материалы и технологии? — Эта тема всегда заставляет меня размышлять, и я до конца не понимаю, как к ней относиться. Раньше думал, что современные отделочные материалы не оказывают особого влияния на архитектуру. Но со временем понял, что без них ряд вопросов просто не решить, особенно, когда стал активно взаимодействовать с художниками-монументалистами. — Николай Иванович, что вы можете пожелать друзьям-метростроителям в профессиональный праздник? — Не перестаю восхищаться стремительным развитием московского метро, профессионализмом и талантами наших метростроителей, выполняющих сложнейшую работу. Благодаря вам, дорогие друзья и коллеги, метрополитен — и не только столичный — пополняется современными станциями с прекрасной архитектурой, что повышает качество жизни людей, обеспечивает безопасность и комфорт их поездок на метро. Желаю всем метростроителям здоровья, сил, творческого запала и благополучия! Пусть впереди у вас будет ещё много новых интересных проектов!
|