Михаил Сергеев Московское метро рассекретят для иностранцев Отечественные вагоны уже сопоставимы по ценам с импортными Столичные власти готовят международный тендер для модернизации Московского метрополитена. При этом чиновники собираются снять основное препятствие для привлечения иностранцев – а именно отменить режим секретности, который до сих пор действует для столичных подземных магистралей. Об этом НГ рассказали в Департаменте транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры столицы. В свою очередь, иностранные компании обещают составить достойную конкуренцию российским производителям и резко снизить уровень шума в метро, а также повысить скорость и комфорт. Между тем в мэрии говорят, что отечественные вагоны метро стоят совсем недешево и уже сопоставимы по цене с иностранными. Расширение конкуренции при поставках подвижного состава для метрополитена можно только приветствовать, считают в столичном Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, столичное метро до 2020 года увеличит протяженность линий на 150 км. Такое расширение, естественно, потребует увеличения подвижного состава. Кроме того, планируется замена составов и на старых линиях. Московский метрополитен эксплуатирует сегодня около 4000 исправных, но морально устаревших вагонов, которые нуждаются в замене, заявил мэр Собянин. При этом у столичных властей появляется шанс избавить столичное метро от многих недостатков – в том числе от шума, тесноты и духоты. Нынешние мощности двух поставщиков вагонов – Мытищинского машиностроительного завода и Завода им. Егорова – с трудом смогут справиться с планируемым объемом заказов без масштабной реконструкции, считают в мэрии. А исходя из недавнего опыта поставок эскалаторов отечественного производства вообще возникают сомнения в производственных способностях отечественных предприятий, говорят чиновники. Судя по всему, затянувшийся ремонт важнейшей пересадочной станции «Парк культуры», от которого миллионы пассажиров испытывали более года явные неудобства, заставляет мэрию с осторожностью выбирать подрядчиков и поставщиков. «Международные тендеры на поставку подвижного состава – нормальное явление, нет ничего необычного в том, что, например, в метро Мадрида используются вагоны итальянского консорциума Ansaldo-Breda, а в метрополитене Гонконга – производства испанского CAF и Hyundai-Rotem. Корейский концерн Hyundai-Rotem поставляет подвижной состав для метрополитена Алма-Аты», – напоминает замруководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Татьяна Малашенкова. При этом ценовое преимущество отечественной техники, судя по всему, осталось в прошлом. «Стоимость последних разработок подвижного состава отечественных производителей вполне соответствует мировому уровню, и вагоны, закупаемые сейчас Московским метрополитеном, не такие и дешевые, хотя по качеству изготовления, комфорту и дизайну все еще уступают лучшим зарубежным образцам», – говорит Малашенкова. Действительно, на закупку 160 новых вагонов для Кольцевой и Калининской линий Московского метрополитена власти города пообещали выделить около 12 млрд. руб., то есть по 75 млн. руб. за вагон. А власти Варшавы платят за немецкие шестивагонные поезда, как сообщает пресса, около по 8 млн. евро. Вагоны в варшавском и московском метро, конечно, сильно различаются, но цены их закупки вполне сопоставимы. Одно из существенных препятствий для внедрения иностранной техники в метро – это режим секретности. Однако и здесь московские власти, судя по всему, готовы пойти на уступки. «Участие зарубежных подрядных организаций в метростроительстве потребует качественного изменения подхода к проектированию и согласованию. По действующим нормам метрополитен является не только транспортом, но и объектом гражданской обороны, значительная часть проектной документации до сих является секретной, так же как и ряд объектов, сооружаемых одновременно с «транспортной составляющей». Поэтому привлечение зарубежных подрядных организаций потребует коренного пересмотра нормативной базы», – отмечает Татьяна Малашенкова. Впрочем, по ее словам, прецеденты разумного подхода к секретности уже есть. «Проходку перегонных тоннелей в обход знаменитого размыва в Санкт-Петербурге между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» вел итало-шведский консорциум Impregilo-NCC», – напоминает чиновник. Что же нужно улучшить в работе столичного метро? Как показывают опросы граждан, кроме строительства новых станций и улучшения вентиляции на первые места в списке пожеланий пассажиры ставят необходимость обновления вагонов, сокращения интервалов движения, улучшения работы эскалаторов и снижения уровня шума в вагонах метро, Это данные июньского опроса портала Superjob.ru. Примерно такой же список необходимых улучшений приводят и иностранные эксперты. В московском метро можно и нужно снижать уровень шума, сокращать интервалы движения, повышать уровень безопасности, перераспределять пассажиропотоки, считает директор департамента систем рельсового транспорта «Сименс» Дмитрий Маценов. По его словам, немецкая компания готова предложить Москве комфортные и экономичные поезда с низкой стоимостью эксплуатации и даже разместить производство новых вагонов в России. «Повышение комфорта для пассажиров обеспечивается за счет ультрасовременного внешнего и внутреннего дизайна вагонов, оптимальной ширины и количества дверей для быстрой и комфортной посадки-высадки, расположения сидений, включая складные сиденья. В подвижном составе «Сименс» используются межвагонные переходы для свободного перемещения пассажиров по всей длине состава. Новые вагоны значительно сокращают электропотребление, а облегченная конструкция снижает износ колесных пар и расходы на обслуживание инфраструктуры», – говорит Маценов. Между тем официальные требования к новым вагонам столичного метро пока не сформулированы. «На 2014–2016 годы мы разрабатываем новые технические требования на новый подвижной состав с улучшенными характеристиками», – говорит начальник столичного метро Иван Беседин. Новые технические требования к поездам метро будут разосланы мировым производителям вагонов метров для оценки. «Затем требования будут доработаны. Они лягут в основу тендера на поставку вагонов, который мы объявим в 2014 или 2015 годах», – цитирует Беседина Интерфакс. О привлечении иностранцев к строительству московского метро чиновники говорят уже не первый год. Мэр столицы Сергей Собянин заявил, что Москве нужно было провести международный конкурс для привлечения иностранных компаний к строительству метро еще в ноябре 2010 года. А осенью прошлого года столичные власти говорили о привлечении к строительству двух новых линий метрополитена корейской компании Hyundai и канадской компании Bombardier. © «Независимая газета», 14 августа 2012
|