Константин Черкасский

Подземный первопроходец

От вагона метро до сложнейших транспортных систем - таков был кругозор инженера Михаила Наумовича Шполянского, которому 25 января исполнилось бы 100 лет.

Инженер-транспортник, он непосредственно участвовал в создании первых советских электровозов, электропоездов, троллейбусов, вагонов метрополитена, систем управления движения транспортом.

15 октября 1934 года Михаил Наумович, руководивший в то время группой работников завода "Динамо" по подготовке к эксплуатации первых отечественных метровагонов, провел от “Комсомольской” до “Сокольников” первый пробный поезд Московского метрополитена.

Вот как описывал это историческое событие сам Шполянский: "После тщательнейшей проверки всего оборудования вагонов 12 октября состоялась их обкатка по внутризаводской электрифицированной ветке. Затем 14 октября первые два метровагона прицепили к паровозу, которой по Окружной железной дороге доставил их в строящееся Северное депо метрополитена". В день пуска блестевшие свежей краской вагоны залил яркий электрический свет - заработала электроподстанция метрополитена. Перед отправлением в рейс многие подходили к инженеру Шполянскому, советовали, как лучше вести поезд по мокрым после дождя путям, особенно на крутом спуске у въезда в тоннель. Как вспоминал сам Шполянский, советчиков он тогда не слушал - настолько был уверен в машине.

И вот первые пассажиры, среди которых были руководители заводов, участвовавшие в создании метровагонов, заняли свои места. В 20 часов 15 минут Михаил Шполянский, встав у мастер-контроллера в кабине головного вагона, совершил первый подземный рейс.

На самом деле тем дождливым октябрьским вечером двухвагонный поезд совершил несколько рейсов. Во время первого скорость не превышала 25 км в час, а в третьем и последующих рейсах достигала 60 км в час. Первые пассажиры, в том числе начальник метростроя П. Роттерт, его заместитель Е. Абакумов, строители, городские руководители Л. Каганович, Н. Хрущев, Н. Булганин, поначалу опасались: а можно ли так быстро ездить под землей? Но после поездки говорили: "Однозначно именно так быстро и должны ходить подземные экспрессы в нашем метро! Действительность превзошла все наши ожидания", - восторгались участники тех первых рейсов.

Сегодня путешествие в вагоне метро под землей кажется рядовым событием, но те первые рейсы были особенными, ведь они открыли новую эру - эру скоростного внеуличного транспорта нашей страны!

Источник: газета “Метро”, N6, 1 февраля 2007 года.

Back
Rambler's Top100