![]() ![]() От идеи к реализации: история больших и малых колец метро Начиная с 1960-х годов существовало несколько планов, касающихся большого метрокольца. Большая кольцевая линия (БКЛ) метро протянется более чем на 60 километров, соединяя районы города, радиальные направления метро и железной дороги. Всего здесь сделают 31 станцию. С 19 из них можно будет пересесть на другие линии метро, Московское центральное кольцо (МЦК) или пригородные электрички. Первый участок — от «Делового Центра» до «Петровского парка» — длиной 10,5 километра открылся 26 февраля. В него входят пять станций. Следующий участок БКЛ планируется запустить в конце этого года. С вводом нового кольца еще больше горожан получат метро в шаговой доступности. Для некоторых пассажиров время в пути может сократиться примерно в два раза — до 12–15 минут. Полностью Большую кольцевую линию могут запустить в течение примерно пяти лет, а планы по открытию второго кольца существовали уже многие десятилетия. 1940-е и 1950-е. Три плана на кольцо Наличие только одной кольцевой линии метро считалось недостаточным даже в 1940-е годы. Например, в 1947 году — хотя к тому моменту нынешняя Кольцевая только строилась — существовал план запустить еще одно кольцо, малое. Оно должно было располагаться в районе Бульварного кольца. Кольцевая линия метро была запущена в 1950 году, тогда же пассажиры смогли увидеть на путевой стене станции «Курская» медальон с надписью «Станция “Курская” Большого кольца». Он сохранил свой исторический облик и память о том, что Большим кольцом изначально должна была стать теперь уже малая Кольцевая. Еще один план тех лет был связан с расширением Москвы на юго-запад. Новые территории необходимо было соединить с восточной частью города, поэтому в стороны завода имени Сталина (позднее завод имени Лихачева — ЗИЛ) и Лефортова решили построить полукольцо, которое затем постепенно продлили бы и замкнули. Но планы так и остались планами: вместо дорогостоящих тоннелей тогда ограничились наземным транспортом. 1960-е и 1970-е. Еще один нереализованный проект К идее большого кольца вернулись в 1960-е. Границы города существенно расширились, понадобилась связь между новыми районами и радиальными линиями метро. Крайне важна была пропускная способность радиальных линий в центре города, и второе кольцо планировалось, чтобы их разгрузить. В то время возможности пересесть с одной линии метро на другую за пределами Кольцевой в Москве не было (пересадка с «Каховской» на «Севастопольскую» появилась в 1983 году, и до 1995 года она оставалась единственной). На перспективной схеме развития метрополитена 1971 года новое кольцо располагалось на значительном удалении от существующей Кольцевой, имело семь пересадок с действующими и 11 — с проектируемыми и строящимися радиусами. Этот проект частично совпадает с нынешней трассировкой строящейся Большой кольцевой линии, особенно в южной и юго-западной части. Например, уже тогда предполагалось, что «Каширская», «Варшавская» и «Каховская», построенные в 1969 году в составе Замоскворецкой линии, рано или поздно отойдут к кольцу. В 1960-е годы юго-восточную часть большого кольца планировалось построить несколько дальше от центра, чем это получится в реальности. Западный, северный и северо-западный участки предполагалось проложить вблизи территорий, где сегодня следуют поезда МЦК. Если бы проект реализовали, то уже несколько десятилетий назад можно было бы доехать от «Юго-Западной» до «Кунцевской» всего за 18 минут вместо нынешних 40, а дорога от «Калужской» до «Севастопольской» к концу 1980-х занимала бы 10 минут вместо 35. Но, помимо участка «Каширская» — «Каховская», в советское время был построен только один перегон, который планировалось отдать Большому кольцу. Это открытый в 1990 году как продолжение Сокольнической линии участок «Черкизовская» — «Улица Подбельского» (ныне — «Бульвар Рокоссовского»). ![]() 1980-е и 1990-е. Непостроенные хорды К строительству большого метрокольца во времена СССР так и не приступили. Изменилась концепция: в 1980-е годы была популярна идея построить вместо кольца четыре скоростные хордовые линии метро с увеличенными перегонами и длинными, до 10 вагонов, поездами. Две хорды должны были пройти из активно застраивающейся южной части города в Митино и Балашиху, третья — из Мытищ во Внуково, четвертая — из Химок в Люберцы. Но идея строить отдельное скоростное метро была признана нецелесообразной, а после распада СССР все планы были отложены. Отголоском идеи хорд стала открытая в 2003 году в составе Арбатско-Покровской линии станция «Парк Победы» — она и в проекте хордовых линий должна была стать крупным пересадочным узлом. Запущенный сейчас участок Большой кольцевой линии также совпадает с трассировкой одной из хорд. Планы нулевых: построить большое кольцо к 2035 году Еще раз планы строительства большого кольца были озвучены в середине 2000-х. В мае 2005 года возглавлявший тогда Московский метрополитен Дмитрий Гаев заявил, что в 2035 году будет построено большое кольцо метро, которое свяжет между собой периферийные станции радиальных направлений. Большая кольцевая линия: под ключ к 2022 году вместо 2035-го В реальности же москвичи получат не одно, а два кольца — и значительно раньше. Открывшееся в 2016-м МЦК связало радиальные направления метро и железнодорожных линий. А в 2011 году началось строительство нынешней Большой кольцевой, первый участок которой длиной 10,5 километра открылся 26 февраля. Одновременно продолжаются работы на всем протяжении почти 69-километровой линии (строительная длина). В этом году предполагается довести БКЛ до станции «Нижняя Масловка», что позволит не только создать крупный пересадочный узел в районе Савеловского вокзала, но и разгрузить северный участок Серпуховско-Тимирязевской линии. Также ведутся активные работы на участках «Нижняя Масловка» — «Авиамоторная», «Хорошёвская» — «Можайская» («Кунцевская»), «Можайская» — «Проспект Вернадского», «Проспект Вернадского» — «Каховская», «Каширская» — «Карачарово» («Нижегородская»). Предполагается, что всю Большую кольцевую линию можно будет открыть к 2022 году. ![]() После полноценного запуска ею ежедневно смогут пользоваться около миллиона человек. Только на участке от «Нижней Масловки» до «Авиамоторной» метро станет ближе для 250 тысяч пассажиров. Жители Лефортова получат новую станцию, а жители районов Марьина Роща, Мещанский, Сокольники, Басманный и Соколиная Гора — возможность доехать до соседнего района без нескольких пересадок. Станция «ЦСКА» позволит болельщикам добраться на метро до одноименного стадиона, а «Нижегородская» свяжет БКЛ с Кожуховской линией и поможет быстрее добираться до работы жителям районов Некрасовка и Косино-Ухтомский. Благодаря станциям «Терехово», «Нижние Мнёвники», «Улица Народного Ополчения» и «Шелепиха» станет удобнее доезжать до районов Филевский Парк и Хорошёво-Мнёвники. А станции «Аминьевское шоссе» и «Давыдково» улучшат транспортную доступность районов Очаково-Матвеевское, Можайский и Фили-Давыдково. Сквозное же движение через Москву, которое планировалось проектом хорд, в ближайшем будущем обеспечит проект Московских центральных диаметров — скоростных железнодорожных линий. Уже существующую инфраструктуру модернизируют, она станет основой для нового пассажирского сервиса. Здесь организуют удобные пересадки на другие виды транспорта, введут единую билетную систему, сервисы и навигацию, к которым уже привыкли все, кто ездит на метро и МЦК. Современные поезда по новым маршрутам будут курсировать с минимальными интервалами. При этом действующие пригородные поезда продолжат ходить по железной дороге.
|