От идеи к реализации: история больших и малых колец метро Начиная с 1960-х годов существовало несколько планов, касающихся большого метрокольца. Большая кольцевая линия (БКЛ) метро протянется более чем на 60 километров, соединяя районы города, радиальные направления метро и железной дороги. Всего здесь сделают 31 станцию. С 19 из них можно будет пересесть на другие линии метро, Московское центральное кольцо (МЦК) или пригородные электрички. Первый участок — от «Делового Центра» до «Петровского парка» — длиной 10,5 километра открылся 26 февраля. В него входят пять станций. Следующий участок БКЛ планируется запустить в конце этого года. С вводом нового кольца еще больше горожан получат метро в шаговой доступности. Для некоторых пассажиров время в пути может сократиться примерно в два раза — до 12–15 минут. Полностью Большую кольцевую линию могут запустить в течение примерно пяти лет, а планы по открытию второго кольца существовали уже многие десятилетия. 1940-е и 1950-е. Три плана на кольцо Наличие только одной кольцевой линии метро считалось недостаточным даже в 1940-е годы. Например, в 1947 году — хотя к тому моменту нынешняя Кольцевая только строилась — существовал план запустить еще одно кольцо, малое. Оно должно было располагаться в районе Бульварного кольца. Кольцевая линия метро была запущена в 1950 году, тогда же пассажиры смогли увидеть на путевой стене станции «Курская» медальон с надписью «Станция “Курская” Большого кольца». Он сохранил свой исторический облик и память о том, что Большим кольцом изначально должна была стать теперь уже малая Кольцевая. Еще один план тех лет был связан с расширением Москвы на юго-запад. Новые территории необходимо было соединить с восточной частью города, поэтому в стороны завода имени Сталина (позднее завод имени Лихачева — ЗИЛ) и Лефортова решили построить полукольцо, которое затем постепенно продлили бы и замкнули. Но планы так и остались планами: вместо дорогостоящих тоннелей тогда ограничились наземным транспортом. 1960-е и 1970-е. Еще один нереализованный проект К идее большого кольца вернулись в 1960-е. Границы города существенно расширились, понадобилась связь между новыми районами и радиальными линиями метро. Крайне важна была пропускная способность радиальных линий в центре города, и второе кольцо планировалось, чтобы их разгрузить. В то время возможности пересесть с одной линии метро на другую за пределами Кольцевой в Москве не было (пересадка с «Каховской» на «Севастопольскую» появилась в 1983 году, и до 1995 года она оставалась единственной). На перспективной схеме развития метрополитена 1971 года новое кольцо располагалось на значительном удалении от существующей Кольцевой, имело семь пересадок с действующими и 11 — с проектируемыми и строящимися радиусами. Этот проект частично совпадает с нынешней трассировкой строящейся Большой кольцевой линии, особенно в южной и юго-западной части. Например, уже тогда предполагалось, что «Каширская», «Варшавская» и «Каховская», построенные в 1969 году в составе Замоскворецкой линии, рано или поздно отойдут к кольцу. В 1960-е годы юго-восточную часть большого кольца планировалось построить несколько дальше от центра, чем это получится в реальности. Западный, северный и северо-западный участки предполагалось проложить вблизи территорий, где сегодня следуют поезда МЦК. Если бы проект реализовали, то уже несколько десятилетий назад можно было бы доехать от «Юго-Западной» до «Кунцевской» всего за 18 минут вместо нынешних 40, а дорога от «Калужской» до «Севастопольской» к концу 1980-х занимала бы 10 минут вместо 35. Но, помимо участка «Каширская» — «Каховская», в советское время был построен только один перегон, который планировалось отдать Большому кольцу. Это открытый в 1990 году как продолжение Сокольнической линии участок «Черкизовская» — «Улица Подбельского» (ныне — «Бульвар Рокоссовского»). 1980-е и 1990-е. Непостроенные хорды К строительству большого метрокольца во времена СССР так и не приступили. Изменилась концепция: в 1980-е годы была популярна идея построить вместо кольца четыре скоростные хордовые линии метро с увеличенными перегонами и длинными, до 10 вагонов, поездами. Две хорды должны были пройти из активно застраивающейся южной части города в Митино и Балашиху, третья — из Мытищ во Внуково, четвертая — из Химок в Люберцы. Но идея строить отдельное скоростное метро была признана нецелесообразной, а после распада СССР все планы были отложены. Отголоском идеи хорд стала открытая в 2003 году в составе Арбатско-Покровской линии станция «Парк Победы» — она и в проекте хордовых линий должна была стать крупным пересадочным узлом. Запущенный сейчас участок Большой кольцевой линии также совпадает с трассировкой одной из хорд. Планы нулевых: построить большое кольцо к 2035 году Еще раз планы строительства большого кольца были озвучены в середине 2000-х. В мае 2005 года возглавлявший тогда Московский метрополитен Дмитрий Гаев заявил, что в 2035 году будет построено большое кольцо метро, которое свяжет между собой периферийные станции радиальных направлений. Большая кольцевая линия: под ключ к 2022 году вместо 2035-го В реальности же москвичи получат не одно, а два кольца — и значительно раньше. Открывшееся в 2016-м МЦК связало радиальные направления метро и железнодорожных линий. А в 2011 году началось строительство нынешней Большой кольцевой, первый участок которой длиной 10,5 километра открылся 26 февраля. Одновременно продолжаются работы на всем протяжении почти 69-километровой линии (строительная длина). В этом году предполагается довести БКЛ до станции «Нижняя Масловка», что позволит не только создать крупный пересадочный узел в районе Савеловского вокзала, но и разгрузить северный участок Серпуховско-Тимирязевской линии. Также ведутся активные работы на участках «Нижняя Масловка» — «Авиамоторная», «Хорошёвская» — «Можайская» («Кунцевская»), «Можайская» — «Проспект Вернадского», «Проспект Вернадского» — «Каховская», «Каширская» — «Карачарово» («Нижегородская»). Предполагается, что всю Большую кольцевую линию можно будет открыть к 2022 году. После полноценного запуска ею ежедневно смогут пользоваться около миллиона человек. Только на участке от «Нижней Масловки» до «Авиамоторной» метро станет ближе для 250 тысяч пассажиров. Жители Лефортова получат новую станцию, а жители районов Марьина Роща, Мещанский, Сокольники, Басманный и Соколиная Гора — возможность доехать до соседнего района без нескольких пересадок. Станция «ЦСКА» позволит болельщикам добраться на метро до одноименного стадиона, а «Нижегородская» свяжет БКЛ с Кожуховской линией и поможет быстрее добираться до работы жителям районов Некрасовка и Косино-Ухтомский. Благодаря станциям «Терехово», «Нижние Мнёвники», «Улица Народного Ополчения» и «Шелепиха» станет удобнее доезжать до районов Филевский Парк и Хорошёво-Мнёвники. А станции «Аминьевское шоссе» и «Давыдково» улучшат транспортную доступность районов Очаково-Матвеевское, Можайский и Фили-Давыдково. Сквозное же движение через Москву, которое планировалось проектом хорд, в ближайшем будущем обеспечит проект Московских центральных диаметров — скоростных железнодорожных линий. Уже существующую инфраструктуру модернизируют, она станет основой для нового пассажирского сервиса. Здесь организуют удобные пересадки на другие виды транспорта, введут единую билетную систему, сервисы и навигацию, к которым уже привыкли все, кто ездит на метро и МЦК. Современные поезда по новым маршрутам будут курсировать с минимальными интервалами. При этом действующие пригородные поезда продолжат ходить по железной дороге.
|