Закулисное метро, или как в столичной подземке разрабатывают навигацию Отдел навигации метро — это одновременно аналитический центр, креативное агентство и дизайн-бюро. Расскажем о работе команды специалистов, которая помогает пассажирам буквально на ходу ориентироваться в стремительно развивающемся московском метро. Сегодня даже в час пик в Московском метрополитене практически невозможно заблудиться. Современная навигация в столичной подземке удобна и понятна как москвичам, так и туристам. Однако мало кто догадывается, что за этим стоит серьёзная работа целой команды специалистов метрополитена. Как разрабатывают указатели и схемы для конкретной станции и как учитывают её особенности? В каких случаях процесс займёт несколько часов, а в каких — больше года? Помогают ли специалистам современные сервисы или они полагаются на собственные знания и умения? О секретах работы команды — начальник отдела навигационно-информационных разработок и технологий навигационно-информационного комплекса службы пассажирских сервисов Московского метрополитена Сергей Литвинович. Сергей Литвинович. Фото пресс-службы Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы) Мозг, глаза и руки отдела навигации Отдел навигации метро одновременно и аналитический центр, и креативное агентство, и дизайн-бюро. «Наш отдел как организм. У каждого члена команды есть роль. Транспортные аналитики — мозг коллектива. Они решают, в каких местах разместить знаки, выбирают оптимальные габариты элементов, чтобы включить все необходимые сведения. Сотрудники, которые обрабатывают обращения, — наши глаза и уши. Благодаря отзывам пассажиров метро мы можем выяснить, эффективна ли навигация на той или иной станции. А ещё в отделе есть графические дизайнеры. Это руки коллектива, они воплощают наши идеи в жизнь», — начинает рассказ о своем коллективе Сергей Литвинович. По его словам, в отделе работают талантливые молодые люди, которые творчески подходят к своей работе. Всех их объединяет любовь к родному городу, а в особенности к стремительно развивающемуся метро и столичному транспорту в целом. Пока строители прокладывают новые линии, а архитекторы придумывают уникальный облик будущих станций, отдел навигации заботится о том, чтобы пассажиры не потерялись во всей этой подземной вселенной. В этой работе им помогают различные сервисы и оборудование. Специалисты пользуются геоинформационными системами — это инструменты, которые позволяют анализировать и редактировать цифровую карту пространства. Макеты навигационных элементов проектируют в сервисах для графического дизайна. Но основную свою работу они всё же выполняют вручную, ведь никакая умная программа не проверит, понятна ли навигация на пересадочных станциях со множеством выходов, и никакой сервис не подскажет, куда направить пользователей того или иного автобусного маршрута. Даже опыт мировых мегаполисов не всегда бывает полезным: Москва — уникальный город, которому нужны индивидуальные решения. Фото пресс-службы Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Направить потоки пассажиров Сотрудники отдела навигации регулярно самостоятельно осматривают станции метро, оценивая удобство и актуальность указателей и схем. Со многими задачами им также помогают справляться другие службы подземки. Так, оптимизацией движения пассажиров транспортные аналитики отдела навигации занимаются совместно с коллегами из службы движения. «Служба движения продумывает, как распределить потоки людей, а отдел навигации направляет эти потоки при помощи указателей и схем. Например, специалисты совместными усилиями улучшили навигацию на станции “Комсомольская” Кольцевой линии — рекордсмене метро по пассажиропотоку. В сутки ей пользуются около 200 тысяч человек», — пояснил Сергей Литвинович. Сотрудники отдела технического контроля внимательно следят за тем, не стерлись ли напольные наклейки или не повреждены ли указатели. А специалисты дирекции инфраструктуры обслуживают сами элементы навигации. Когда метро засыпает для пассажиров, за закрытыми дверями начинается вторая жизнь подземки, ночная. Лайтбоксы моют и протирают от пыли, если нужно, актуализируют информацию. Например, если у станции появились новые выходы, отдел навигации готовит обновленные макеты, а дирекция инфраструктуры их размещает. Одной ночи бригаде обычно достаточно, чтобы заменить все знаки на станции. А на новых станциях, где может быть больше 100 навигационных указателей, на замену информации может потребоваться несколько ночных смен. Также отдел навигации сообщает об изменениях тем, кто занимается мобильным приложением «Метро Москвы». «Разработка навигации — это живой, увлекательный процесс, который наглядно показывает скорость и масштабы развития нашего города», — отметил Сергей Литвинович. Фото пресс-службы Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Указатель: от задумки до воплощения Разработка навигации порой бывает непредсказуемой: этот процесс может занять от нескольких часов до года. Всё зависит от того, какой проект нужно создать — новый или типовой. Например, если пассажир прислал обращение, что нужно добавить новый полезный объект на знак навигации, специалисты анализируют, стоит ли это делать, а затем корректируют дизайн-макеты, запускают в производство и размещают знак. «У нас налажена ежедневная обратная связь с пассажирами. К каждому обращению индивидуальный подход. Если запрос требует более детального рассмотрения, наши специалисты выезжают на станцию. В более сложных ситуациях мы организуем фокус-группы и реализуем так называемые пилотные проекты, чтобы пассажиры сами могли оценить новые решения. Фокус-группы помогают выявить моменты, которые волнуют пассажиров, обсудить их и затем учитывать в процессе разработки навигации. Например, встречи фокус-групп проходили на наиболее востребованных станциях: “Чкаловской”, “Курской”, “Тургеневской”, “Новокузнецкой”, “Комсомольской” и других. Участником мог стать любой желающий, пассажиры задавали вопросы представителям Департамента транспорта и делились своей точкой зрения», — отметил Сергей Литвинович. Когда проект готов, команда переходит к изготовлению макетов. Этим занимается производственный отдел метрополитена. Специалисты делают наполнения для лайтбоксов, печатают схемы, стикеры, логотипы. Контрольный этап — проверка установленных знаков перед тем, как новая станция откроет двери для пассажиров. В общей сложности работа над типовым проектом длится несколько месяцев. А если нужно заменить информацию на одном из указателей, специалисты уложатся в пару-тройку часов. Иного подхода требуют новые проекты. Здесь может понадобиться более года, чтобы придумать и протестировать решения. Например, разработка навигации для Москва-Сити. Нужно было создать указатели и схемы для ближайших станций, поэтому сотрудники метрополитена совместно со специалистами транспортного комплекса спроектировали знаки для территории делового центра. «В Москва-Сити пронумеровали выходы из башен, а территорию поделили на зоны — кластеры. Эти зоны выделили на картах разными цветами. Каждой башне присвоили букву (первую из названия). Например, башня “Эволюция” отмечена красным цветом и буквой Э. На указателях теперь достаточно найти значок нужного цвета и с нужной буквой, чтобы понять, куда идти. В метро использовали такие же обозначения башен, как и на территории делового центра», — рассказал Сергей Литвинович.
|