Анна Вильман От Москвы до Дальнего Востока «Московский метрострой» – один из лидеров на российском рынке в метро- и тоннелестроении. Коллективом построено и реконструировано около 200 станций столичного метрополитена, а это 80% подземки. О том, над какими объектами трудятся специалисты компании, о ее планах и задачах, а также об установлении Дня метростроителя генеральный директор АО «Мосметрострой» Сергей Жуков рассказал «Московской перспективе». © Фото "Московская перспектива" Сергей Анатольевич, расскажите о северо-восточном участке БКЛ, который построен силами «Мосметростроя». – Большая кольцевая линия – это самое протяженное в мире подземное метрокольцо, которое включает 70 км тоннелей и 31 станцию. Четверть объектов доверили возводить «Московскому метрострою». Наша компания отвечает за северо-восточный участок БКЛ от «Авиамоторной» до «Савёловской» протяженностью 13,9 км. Мы возвели шесть станций разного уровня расположения в отношении действующих линий. Так, станции «Авиамоторная», «Лефортово» и «Электрозаводская» были введены в эксплуатацию в 2020 году, а станции «Марьина Роща», «Рижская» и «Сокольники» открылись для пассажиров сейчас. Кроме того, за плечами коллектива – реконструкция станций «Каховская» (открылась в 2021 году), «Варшавская» и «Каширская», которые также вошли в состав БКЛ. Открытия этих станций ждали сотни тысяч москвичей. На вашем участке располагаются самые глубокие станции БКЛ. Каковы особенности работы на таких станциях? – Северо-восточный участок БКЛ оказался наиболее трудоемким ввиду непростых гидрогеологических условий и плотной городской застройки. Это самый глубокий участок на БКЛ, станции которого строились горным способом с применением специальных технологий. Например, станция «Марьина Роща» расположена под одноименной станцией Люблинско-Дмитровской линии на глубине более 70 метров. На этой станции самые длинные в столичном метро 130-метровые эскалаторы. Сложная и, пожалуй, одна из самых протяженных проходок велась нами вблизи Рижской эстакады Третьего транспортного кольца. Тоннелепроходческий комплекс преодолел 3,2 км под действующей железной дорогой, станциями «Рижская» Калужско-Рижской линии и «Марьина Роща» Люблинско-Дмитровской линии и финишировал перед «Савёловской». Подземный маршрут проходил на глубине от 30 до 70 метров. На период строительства были приняты дополнительные меры, обеспечившие безопасную эксплуатацию объектов метрополитена и железных дорог. Какой объем работ был выполнен? – Участок от «Марьиной Рощи» до «Сокольников» протяженностью 7,2 км пройден с помощью четырех тоннелепроходческих комплексов. В общей сложности разработано 327 тыс. кубометров грунта, сооружено 14,3 тыс. погонных метров верхнего строения пути, использовано 93 тыс. куб. метров бетона для возведения основных монолитных и внутренних конструкций, проложено 1840 км кабельно-проводниковой продукции. Кроме того, выполнено 78 тыс. кв. метров архитектурной отделки, включая подвесные потолки, зонты и окраску тюбингов путевых стен. В оформлении станции «Сокольники» используется тема подвига метростроителей. Как возникла эта идея? – «Сокольники» – особенная станция, знаковая для «Мосметростроя», поскольку она сооружена рядом с одноименным метровокзалом Сокольнической линии, с которого 91 год назад началась история старейшей организации страны. Ее архитектурный облик – это дань уважения первостроителям, некая историческая ретроспектива метростроения и легендарных событий в жизни «Московского метростроя». На стенах, балконах и потолках размещены 327 панелей с изображением архивных материалов. Путевые стены украсили портреты первых метростроевцев: Татьяны Федоровой, Ивана Филимонова и Николая Краевского, представителей большого отряда комсомольцев-добровольцев, подаривших в 1930-е годы 13 прекрасных станций первой очереди метро. А в одном из вестибюлей размещен современный логотип «Мосметростроя» и постановление Совета народных комиссаров Союза ССР о государственном строительстве Московского метрополитена от 2 октября 1931 года. Расскажите об опыте компании в реконструкции станций московского метро. – Двенадцать станций – сложнейших по своим техническим характеристикам – обрели новую жизнь после капитальных работ. Среди них «Ленинский проспект», «Китай-город», а также семь станций Филёвской линии, где строительно-монтажные работы осуществлялись в режиме действующего метрополитена. Успешный опыт восстановления наземных станций Филёвской линии пригодился при масштабной реконструкции Каховской линии – станций «Каширская», «Варшавская» и «Каховская», которые интегрированы в Большое кольцо. На мой взгляд, метростроевцы справились с поставленными задачами и приобрели ценный опыт в этом направлении. Какие задачи стоят перед вашими специалистами сегодня? – В активной фазе строительства продление Люблинско-Дмитровской линии – станций «Яхромская», «Лианозово» и «Физтех». Участок протяженностью 5,8 км должны запустить этой осенью. Кроме того, продолжаем работать в регионах: в рамках совместного проекта с РЖД развернули масштабное строительство двух однопутных тоннелей для расширения пропускной способности Дальневосточной железной дороги. В целом портфель заказов компании сформирован на ближайшие годы: работа есть, и ее хватит надолго. Недавно президент России подписал указ об установлении Дня метростроителя. С какими чувствами вы восприняли эту новость? – Это лучший подарок для тысяч строителей метро, которые днем и ночью трудятся для открытия новых станций. И важная дань памяти самоотверженному труду легендарных метростроевцев, которые посвятили жизнь этой профессии. Немаловажно, что праздник будут отмечать 2 октября – в день рождения «Московского метростроя»! Для нас это особенная гордость.
|