Эскалаторная галерея на Воробьёвых горах откроется в 2023 году. Эскалаторная галерея на Воробьёвых горах вскоре вновь займет достойное место среди популярных у туристов достопримечательностей Москвы, заявил мэр столицы Сергей Собянин во время посещения объекта, на котором ведутся восстановительные работы. «Эскалатору на Воробьёвых горах скоро будет уже 60 лет, из которых 40 он простоял закрытым. Существовал, по сути, всего 20 лет. Из-за того, что случились оползни и из-за технических причин, неправильного проектирования, ошибок при строительстве, его пришлось закрыть. Простоял 40 лет – боялись к нему приступить в силу сложности работ, которые необходимо было проводить. В 2020 году после консультации с экспертами, после подробнейшего геологического изучения пород приняли решение о восстановлении эскалатора на Воробьёвых горах – одного из знаковых объектов Москвы, который в свое время был очень любим и студентами МГУ, и москвичами, которые приезжали на Воробьёвы горы», – сказал Сергей Собянин. По его словам, в течение последних лет была проведена колоссальная работа. Чтобы укрепить склоны Воробьёвых гор, забили около 700 свай на глубину 30 метров и более. Для подъемника поставили новые эскалаторы, производительность которых в два раза выше прежних. «Восстановили всю инфраструктуру. Работы подходят к концу, в этом году будет закончено основное строительные работы. Надеюсь, в январе уже поедут пассажиры», – отметил мэр Москвы. Эскалаторная галерея на Ленинских (ныне – Воробьёвых) горах, возведённая по проекту архитекторов Нины Алёшиной и Александра Стрелкова, была открыта 23 июля 1959 года – через полгода после начала работы одноимённой станции Кировско-Фрунзенской (ныне – Сокольнической) линии метро. На эскалаторах можно было за несколько минут добраться от станции до Воробьёвского шоссе (ныне - улицы Косыгина). В 1960-1980-е годы галерея пользовалась популярностью у студентов Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, воспитанников Дворца пионеров, посетителей смотровой площадки, любителей зимних видов спорта и многочисленных туристов. Здесь были сняты эпизоды нескольких фильмов, таких как «Дорога к морю» (1965 год, режиссер Ирина Поплавская), «Подсолнухи» (1970 год, режиссер Витторио де Сика, в главных ролях Софи Лорен и Марчелло Мастроянни), «Ох уж эта Настя!» (1972 год, режиссер Юрий Победоносцев). Однако с течением времени ошибки, допущенные при проектировании станции метро «Ленинские горы», привели к нарушению гидроизоляции, разрушению конструкций и снижению несущей способности Лужнецкого метромоста. Под эскалаторной галереей произошло смещение грунтов, из-за чего в конструкциях появились трещины. Поэтому в 1983 году было принято решение о закрытии станции метро и эскалаторов для пассажиров. Работы по реконструкции удалось завершить 19 лет спустя – станция «Воробьёвы горы» вновь приняла пассажиров в декабре 2002 года. Решение о восстановлении эскалаторной галереи было принято Сергеем Собяниным в 2020 году по результатам масштабных проектно-изыскательских работ. Специалисты ведущих проектных институтов столицы, транспортного комплекса и Московского метрополитена провели инженерно-геологические изыскания и расчеты устойчивости склона методом численного и математического моделирования с применением специализированного программного обеспечения. В результате было найдено оптимальное инженерно-технологическое решение, позволяющее обеспечить надежную и безопасную эксплуатацию восстановленной эскалаторной галереи на десятилетия. За почти 40 лет простоя конструкции эскалаторной галереи пришли в аварийное состояние и были практически полностью разрушены. Поэтому первым этапом восстановительных работ стал демонтаж ветхих элементов постройки 1959 года и укрепление склона, которое осложнялось наличием насыщенных водой грунтов. Для его укрепления была использована нагельная система: нагели соединяют конструкции галереи с породой и препятствуют смещению грунта. Всего был установлен 671 грунтовой нагель длиной от 30 до 36 метров, в том числе в наклоне (280 нагелей), верхней (196 нагелей) и нижней (195 нагелей) частях галереи. Постоянный мониторинг состояния грунта будет осуществляться в режиме онлайн с помощью встроенных датчиков, фиксирующих отклонения породы. Как и прежде, нижний вестибюль эскалаторной галереи будет расположен примерно в 150 метрах от южного выхода станции «Воробьёвы горы». Их верхнего вестибюля можно выйти на улицу Косыгина. Внутри двухэтажные здания вестибюлей облицуют мрамором и гранитом. На крыше верхнего появится смотровая площадка с отличным видом на Москву-реку, спорткомплекс «Лужники» и центр столицы. Также здесь будут работать сувенирный магазин, кофейные аппараты, кафе и ресторан с панорамным видом. В галерее выполнен монтаж трёх эскалаторов российского производства длиной 68 метров. Высота подъёма составит 34 метра, что сопоставимо с 10-этажным домом. Общая площадь остекления галереи превысит 1000 кв. метров. Через прочные светопрозрачные конструкции пассажирам будет открываться живописный вид на лесопарковую зону Воробьёвых гор. Прилегающую к вестибюлям территорию благоустроят – уложат плитку, установят скамейки и уличные фонари. Сейчас на объекте ведутся отделочные и финальные пусконаладочные работы, монтаж остекления и инженерных систем, в том числе вентиляции и кабельных линий. В работах задействованы более 200 человек, работающих в три смены. Первых пассажиров восстановленная эскалаторная галерея на Воробьёвых горах примет в начале 2023 года. Продолжительность поездки составит примерно 1,5 минуты. Открытие эскалаторной галереи значительно сократит время в пути от станции метро «Воробьёвы горы» до таких известных городских объектов, как МГУ, Дворец пионеров на Воробьёвых горах, смотровая площадка, природный заказник «Воробьёвы горы», храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах, комплекс зимних видов спорта, канатная дорога, научные институты Российской академии наук, а в перспективе – и до новой штаб-квартиры компании «Яндекс». В частности, для студентов и преподавателей МГУ путь от «Воробьёвых гор» до главного здания сократится примерно в два раза и будет сопоставим с маршрутами от станций метро «Университет» и «Ломоносовский проспект». Для посетителей смотровой площадки, канатной дороги и горнолыжного комплекса время пути от метро сократится в два раза – с 22 до 11 минут. Согласно оценкам, в рабочие дни пассажиропоток галереи составит около 15 тыс. человек, а в выходные, праздники и дни спортивных турниров – до 20 тысяч. Соответственно, вырастет и популярность станции метро «Воробьёвы горы», которая традиционно является одной из наименее загруженных в Москве.
|