Нина Катаева

Под сводами новых станций

Актуальное интервью с Николаем Шумаковым

В художественном совете Москомархитектуры утверждены архитектурные проекты четырех станций метро Митинско-Строгинской линии из шести строящихся. Кроме того, продолжается сооружение станций центрального участка Люблинско-Дмитровской линии «Сретенский бульвар» и «Трубная». Какими будут эти метровокзалы рассказывает главный архитектор Метрогипротранса.

– Митинско-Строгинская линия берет свое начало от “Парка Победы” и идет в жилой район Митино, где в метро испытывают большую потребность. Но пока можем говорить лишь о четырех станциях, трех новых — “Славянский бульвар”, “Строгино”, “Мякининская” и “Кунцевской”, которая будет реконструирована. Новые станции объединены архитектурным замыслом — односводчатые, с определенными светоформами на сводах, с любопытно оформленными путевыми стенами, вестибюлями, наземными павильонами.

“Славянский бульвар” проектирует Вадим Волович. Платформенная часть и вестибюльные участки будут выполнены в единой конструкции, этот архитектурный прием позволит усилить зрительное восприятие объекта. Свод у станции классический, кессонированный, покроют его пять рядов кессонов — от вестибюля до вестибюля. Чтобы придать определенный ритм объекту, будет использован прием мелкого членения кессонов, кроме того, пространство станции поделят на четыре части и установят на ней композиции на тему русского модерна. В них войдут скамьи, торшеры, светильники, бра, возможно, группы иных, более насыщенных предметов декоративного искусства. Освещать “Славянский бульвар” будут из специальных галерей, расположенных за карнизами путевых стен. Обращение к русскому модерну в монументальнодекоративном оформлении станции “Славянский бульвар” — это желание заказчика в лице начальника Московского метрополитена Дмитрия Владимировича Гаева, которое мы горячо поддерживаем.

Художником пригласили Ивана Лубенникова, он хорошо зарекомендовал себя на втором выходе “Маяковской”. Уже началась работа над эскизами, скорее всего, путевые стены будут оформлены растительными орнаментами в стиле модерн.

Станция “Кунцевская” (архитектор Александр Вигдоров) будет принадлежать двум линиям — Филевской и Митинско-Строгинской. Ее капитально реконструируют. Все существующие сооружения станции заменят, а на их месте построят новый пересадочный узел с двумя платформами, которые будут принимать поезда как Филевской, так и Митинско-Строгинской линий. Филевская на “Кунцевской” фактически закончится, дальше последуют поезда в сторону “Молодежной”, “Крылатского” и т.д. уже по Митинско-Строгинской линии.

Колонны и перекрытия всего пересадочного узла “Кунцевской” сделают из монолитного железобетона, а путевые стены из пенобетонных блоков. Отделку выдержим в стиле 60-х годов прошлого века, но для оформления используем современный материал — композитные панели, фасадный алюминиевый профиль, натуральный камень. Одним словом, из утилитарной постройки станция превратится в современное сооружение Московского метрополитена.

Потом Строгинско-Митинская линия идет через станции “Молодежная” и “Крылатское” к строящейся односводчатой “Строгино”. Ее проект был утвержден еще год назад. Архитекторы Александр Некрасов и Александр Орлов. Станция с огромным распахнутым сводом и световыми кессонами на всю 12-метровую ширину платформы. Чтобы света было достаточно, каждый кессон поделен на более мелкие кессоны, оснащенные световыми устройствами. Лаконичность и простота решения “Строгино” и сообщат необходимый эмоциональный заряд этому объекту.

“Мякининская” (она расположена на территории Мякининской поймы, отсюда — название) тоже любопытна по архитектуре, проектируем ее мы с Натальей Шурыгиной и Дмитрием Ерохиным. Это первая станция Московского метрополитена, которая будет построена на подмосковной земле. Бутовская линия тоже выходила за пределы МКАД, но шла по территории Москвы, а “Мякининская”, по согласованию правительств Москвы и Московской области, запроектирована именно на территории области. Логика возникновения станции именно здесь оправданна, так как тысячам москвичей станет гораздо удобнее добираться до Торгового центра «Крокус Сити» на западе столицы. Кроме того, она нужна для офисно-жилого комплекса, который проектируется здесь, и будет строиться одновременно с “Мякининской”. Название, к слову сказать, достаточно условно, не исключено, что оно изменится.

Станцию построят за Торговым центром, между МКАД и Москвой-рекой. У нее два вестибюля, и пассажиры смогут выйти на обе стороны улицы, которая еще только проектируется. Удобно подходить и к парковке автомашин у Торгового центра «Крокус Сити».

Оформление “Мякининской” необычно. Путевые стены задумано сделать из красного мрамора, со свода над краями платформы свесятся световые элементы цилиндрической формы. Наружная поверхность световых форм будет иметь ярко-красный цвет, и непривычное сочетание с цветом стен, надеемся, сообщит станции то своеобразие, которое заложено в нашем проекте. Световые формы предполагается облицевать композитным алюминиевым материалом.

От “Мякининской” поезда пойдут к “Волоколамской” и “Митино”. Могу назвать еще две перспективные станции — “Троице-Лыково” и “Рождествено”, но строительство их — дело неблизкого будущего. А до “Строгино” Митинско–Строгинская линия ориентировочно будет пущена в конце 2007 года.

– Николай Иванович, в прессе немало говорилось о музее на станции метро «Сретенский бульвар». Где он, этот музей, увидят ли его когда-нибудь москвичи?

- Предположительно, что одновременно с Митинско-Строгинской линией будут сданы в эксплуатацию две станции центрального участка Люблинско-Дмитровской линии — “Сретенский бульвар” и “Трубная”. Сейчас их строительство продолжается.

Музей создадут на “Сретенском бульваре”. По инициативе руководства Московского метрополитена на некоторых станциях уже появляются интересные объекты: на “Деловом центре” — фотовыставка известного журналиста Юрия Роста, на “Воробьевых горах” предполагают установить витрины и расположить в них картины и экспонаты музея Московского метрополитена, который существует уже много лет, но мало кто видел эти экспозиции. Вот и на “Сретенском бульваре” мы совместно с руководством Метрополитена намерены открыть музей современной скульптуры, могут там также появиться произведения декоративного искусства — элементы витражей, рельефы, горельефы, изделия из цветного металла.

Мы намерены обратиться к известным российским художникам — Александру Рукавишникову, Александру Бурганову, Георгию Франгуляну, Эрнсту Неизвестному, Михаилу Шемякину. Думаем установить тридцать скульптур. В определенном ритме они будут чередоваться с медными порталами центрального зала.

– Думаете, удастся получить работы Шемякина и Неизвестного?

– Придется, конечно, писать им с поклоном, объясняя, что в Москве не хватает денег даже на метростроение, а работы таких мастеров, известно, стоят не дешево. Но мы надеемся, что соотечественники дадут нам «скидку», скажем, откажутся от авторских гонораров, возьмут деньги только за отливку скульптур, посмотрим. Во всяком случае, предмет для переговоров есть.

– Помнится, вы боялись вандалов, задумывая этот музей?

– Мы и сейчас боимся, поэтому все скульптуры получим в антивандальном исполнении — бронзовое литье, гранит, мрамор или какой-либо другой достаточно надежный материал, допустим, металл или эмаль, который не позволит отломить пальчик у скульптуры или отбить деталь одежды.

– Скажите, а где-нибудь в мире имеются аналогичные музеи?

– В мире нет, а в Москве близок по идее «музей» на станции “Площадь Революции”, но там все сделано по другому принципу. То есть там представлен синтез так называемого советского монументально-декоративного искусства и архитектуры. Станцию “Площадь Революции” спроектировал архитектор Душкин, а скульптурное оформление сделано скульптором Манизером. Всего установлено, если не ошибаюсь, 72 скульптуры, и вся эта «многонаселенность» станции достигнута за счет многократного повторения всего пяти фигур.

У нас абсолютно другой подход — в готовую архитектурную ткань будут внедрены произведения выдающихся авторов. Эта взаимосвязь каждый раз будет неожиданной, именно она, надеемся, и придаст станции некую загадочность, без которой музеев не бывает.

– Получается, со станцией «Сретенский бульвар» мы вновь «впереди планеты всей»?

– Получается, так. И, заметьте, говорю это без иронии.

Источник: газета “Метростроевец”, N12, 14 апреля 2006 года.

Славянский бульвар

Кунцевская

Строгино

Мякининская

Волоколамская

Митино

Сретенский бульвар

Трубная

Достоевская

Марьина роща

Back
Rambler's Top100