Игорь Мещанев Игорь Бахирев: планов завести метро в центр Москвы нет. Какой будет подземка в будущем? Ответы на наболевшие вопросы о МЦД-5, Бирюлёвской линии и соединении жёлтой ветки даёт первый заместитель директора Института Генплана Москвы Игорь Бахирев.
В центре Москвы в рамках форума-фестиваля «Территория будущего. Москва-2030» была открыта выставка «Станция "Манеж"». В лектории Музея транспорта Москвы проходили лекции «Спецкурс на город. Транспорт». Их организовал Институт Генплана Москвы и Музей транспорта Москвы. Первый заместитель директора Института Игорь Бахирев прочитал лекцию о транспортных кольцах столицы. После этого он ответил на вопросы зрителей. Ответы на самые наболевшие вопросы записал корреспондент MSK1.RU. МЦД-5: проект пока остановился. Одна из посетителей лекции задала вопрос о будущем МЦД-5, который должен был пройти от Домодедово до Пушкино и Щёлково и соединить тем самым Павелецкое и Ярославское направления электричек. — Мы с точки зрения планировок и возможности прохождения проработали вариант строительства тоннеля и соединения Ярославского и Павелецкого направления железной дороги через центр Москвы, но пока проект остановили из-за стоимости строительства. Может быть, он когда-то будет возобновлен, — говорит Игорь Бахирев. — С точки зрения технических сложностей проекта: первое — невозможно построить вестибюли на станциях в самом центре, на центральном участке. Они все будут только за счет вестибюлей действующих станций метрополитена. Это потребует реконструкцию этих вестибюлей, потому что нельзя найти место для того, чтобы построить эти вестибюли. Вторая сложность — разная загрузка Ярославского и Павелецкого направлений. Ярославское направление — самое загруженное железнодорожное направление: сегодня пассажиропоток там — практически 40 тысяч в час. Павелецкое — около 15 тысяч в час. И вот эту неравномерность загрузки тоже будет сложно технически реализовывать, потому что нужно будет строить специальные тупики, где оборачивать составы, которые будут ехать от Ярославского направления. Иначе будут просто пустые вагоны ходить на Павелецком направлении, и это тоже экономически не выгодно, — рассказывает эксперт. — Есть еще ряд вопросов, которые связаны не только с этим тоннельным участком, а вообще с подходами к Ярославскому и Павелецкому направлению. Надо или не надо там строить дополнительные пути к тому же Ярославскому направлению? Там много вопросов, которые требуют своего разрешения. И если этот проект будет возобновлен, то, естественно, мы будем решать эти вопросы. Да, есть ещё идея попробовать запустить этот МЦД-5 через МЦК, чтобы всё-таки соединить эти два направления. Пока на сегодняшний день речь идет об повышении пропускной способности самого Ярославского направления, мы сейчас этот вопрос рассматриваем, — объясняет Игорь Бахирев. Соединение Калининской и Солнцевской линий. Другой посетитель мероприятия назвал свой вопрос провокационным. Он спросил, не мешают ли сверху соединить радиусы жёлтой ветки? — Нет, это просто очень технически трудно и дорого. В планах соединение Калининско-Солнцевской линии есть, его поддерживают, и с точки зрения технических зон в свое время был проработан проект, но это очень сложное решение. Если мы говорим про центральный участок МЦД-5, он даже проще, чем это решение. Потому что там можно выйти на глубокий тоннель. Здесь же, в том проекте, который был проработан, не уходим на глубокий тоннель. И поэтому пока что к этому проекту тоже никак не можем подступиться, — поясняет Игорь Бахирев. Почему новые линии не идут в центр? Также молодой человек поинтересовался, почему новые линии метро не будут проходить через центр Москвы. — Я уже говорил про Большую кольцевую линию, она дает возможность к ней подсоединиться. Бирюлёвская линия будет в районе Кленового бульвара и ЗИЛа (пересадка на МЦК и Троицкую линиё). Рублево-Архангельская линия — в районе Народного Оролчения, также часть сегодняшней Большой кольцевой линии с ответвлением через Шелепиху в Деловой центр будет Рублёво-Архангельской линией. У нас также и Троицкая линия есть, и Некрасовская, которые не диаметральные, а радиальные. И они все имеют ограничение по провозной способности, как и, собственно, Калининская линия. Поэтому, конечно, в будущем будет рассматриваться вопрос их какого-то соединения и превращения их, может быть, не в диаметральные (через центр и Кремль), а в некие хордовые линии, — отвечает заместитель директора Института Генплана Москвы. В сам центр внутрь Кольцевой линии задачи завести метро нет. Но соединить их в будущем в планах градостроителей — такая идея есть. Бирюлёвская линия: когда появится и почему она кривая? Другая женщина спрашивает про Бирюлёвскую линию: почему нет подвижек в строительстве и когда её стоит ждать? Отметим, что такой вопрос действительно беспокоит жителей: например, на площадке будущей станции «Кленовый Бульвар» в середине июля собрали бентонитовый узел, но к концу месяца его вновь разобрали и вывезли с площадки. — Я не могу за реальные сроки отвечать. Просто вы пока не видите этих подвижек, потому что сначала было объявлено, в широком обсуждении шло, когда делался градостроительный проект. Это всегда так. Когда делается техническая проектно-сметная документация, вы этого не видите, но там этим активно занимаются. В ближайшее время будет начало строительства, я так думаю, — считает Игорь Бахирев. Проект Бирюлёвской линии метро включает 10 станций. На карте Москвы она выглядит изогнутой: присутствует кривой поворот в Бирюлёво, а также длинный крюк в Курьяново. В чём причина выбора такой трассировки? — Когда обсуждался проект Бирюлёвской линии и её трассировка, то рассматривалось множество вариантов. И вот эта изогнутость как раз связана с тем, что были определены территории, которые с точки зрения обслуживания скоростным внеуличным транспортом будут в худшем состоянии с МЦД. Такая криволинейность образовалась у этой линии, чтобы не дублировать во многих местах МЦД, чтобы больше территории охватить с точки зрения обслуживания жителей районов. Это надо на схемах показывать, потому что на пальцах сложно объяснить, — отвечает эксперт. - Действительно, когда первый раз это видишь, думаешь: «Что она так скачет из стороны в сторону». Но когда начинаешь рассчитывать и моделировать с точки зрения обслуживания и загрузки этой линии, то выясняется, что с точки зрения планировки она в том месте, где нужна, — завершает ответ Игорь Бахирев. - Крюк Бирюлёвской линии в Курьяново заслуживает отдельного внимания. Есть такой момент, что там не особо много жителей, если мы говорим про застройку. Не делать там станцию нельзя было исходя из нормативов, потому что получались трёхкилометровые перегоны. И всё равно нужно было делать эвакуационный выход, что по стоимости составляет практически 70% станции - так почему не построить станцию? Сейчас делается проект этой линии, и, собственно, в этом проекте тоже сейчас рассматриваются различные варианты, небольшой сдвижки, может быть, этой станции. Это ещё будут обсуждать. Пока что эта станция просто необходима была с точки зрения технологии, — рассказал Игорь Бахирев. Он дополнил, что чуть севернее идёт застройка, уже не Курьяново, можно попробовать эту станцию использовать для обслуживания той застройки. Однако это уже моё мнение. После крюка в Курьяново и пересечения с БКЛ у Бирюлёвской линии будет пересадка на «Технопарк» Замоскворецкой линии. Будет ли пересадка на зелёную линию комфортной? Будет ли удобно добираться в центр из Бирюлёво? — Вы в центр, именно в Кремль, хотите приехать? Тут надо рассматривать, какие корреспонденции существуют. Сегодня Бирюлёво — это несколько оторванная и разделённая железной дорогой территория, довольно сложная. Очень многие просто едут до Царицыно и дальше — по железной дороге. У Бирюлёвской линии появится станция «Остров Мечты» с наземной пересадкой на «Технопарк». В будущем есть проект по 6-й Радиальной, где будет пересадка (речь о станции «Котляково», которая должна связать МЦД-2 и Павелецкое направление), поэтому часть пассажиров в центр сможет там пересесть, — объясняет Игорь Бахирев. — С одной стороны, конечно, хотелось бы сделать на каждой станции все возможные пересадки. А с другой стороны, когда начинаешь их моделировать, выясняется, что это излишняя история и затраты очень большие, а есть возможность сделать это в другом месте. И не везде даже нужно, мне кажется, эти пересадки осуществлять, — считает замдиректора Института Генплана Москвы. Корреспондент MSK1.RU поинтересовался, выдержит ли Замоскворецкая линия поток пассажиров с Бирюлевской линии? - Делали расчеты в своё время. Без Большой кольцевой линии Замоскворецкая бы не справилась. С Большой кольцевой линией — получается, - ответил Игорь Бахирев. Троицкая линия: продлят ли её дальше от станции ЗИЛ? Ранее в сети Интернет можно было найти сведения о планах соединения Троицкой и Некрасовской линий метро. Сейчас в транспортных сообществах со ссылкой на инсайды обсуждают, что Троицкую линию могут в перспективе продлить в сторону Восточного административного округа. — Сейчас говорить о том, какая линия с какой будет соединены — Некрасовская, Троицкая, Рублёво-Архангельская, Бирюлёвская — преждевременно. Возможно, ещё какие-то линии появятся, а они есть с точки зрения технических зон в будущем. В настоящий момент не рассматривается их соединение. Сейчас рассматривается их история до Большой кольцевой линии с организацией этих пересадок. В дальнейшем будем смотреть, потому что, да, наверное, можно Троицкую с Некрасовской соединить. Это тоже обсуждается, какие-то дискуссии идут, — комментирует Игорь Бахирев. — Пока продление Троицкой линии от ЗИЛа не рассматривают с точки зрения ближайшего будущего. Наверное, сформируются в будущем какие-то четыре хорды метрополитена, как сейчас сформировались четыре дорожные хорды. И тогда, возможно, не с Некрасовской линией нужно будет Троицкую соединять, а тащить как раз туда, ближе к Щёлковской, может, в Балашиху куда-то выводить. И тогда эти линии и будут такими линиями, которые выходят дальше за границы МКАДа, с большими провозными способностями, не заходя в центр города и обеспечивая хорошие транспортные связи, — объясняет Игорь Бахирев.
|