Александр Змеул. МЧС, Китай и космос: архитектурный путеводитель по 10 новым станциям БКЛ. В Москве открылись 10 станций Большой кольцевой линии метро. Это самый протяженный одновременно открытый участок за более чем 86-летнюю историю метрополитена. Для сравнения: в 1935 году открылось больше станций — 13, но длина участка тогда составила всего 11 км. Про транспортное и градостроительное значение Большой кольцевой линии сказано много, но архитектурный аспект не менее важен. Все станции нового участка построены открытым способом, здесь их всего три типа. Это станции по «мадридскому» (или «испанскому») проекту, с боковыми платформами и колонные — с одним или двумя рядами колонн. Архитекторы постарались максимально разнообразить облик станций, и, надо признать, им удалось это сделать, не впадая в крайности. Эта архитектура разговаривает (или старается) с нами на языке, созвучном времени. Где-то это более литературный язык, где-то — разговорная речь. Но ДНК нашего метрополитена, его индивидуальность точно можно обнаружить во всех 10 станциях. «Терехово» Самая эстетская станция нового участка построена, как и соседняя «Мневники», по результатам конкурса. Авторы «Терехово» — Ольга Алексакова и Юлия Бурдова из buromoscow — известны прежде всего по благоустройству Триумфальной площади. Для «Терехово» они создали удивительный образ. Станция одновременно модернистская и постмодернистская, традиционная и современная, простая и сложная, серьезная и ироничная. Это сложнейшее пространство, в котором переосмыслено и интерпретировано 80 лет развития архитектуры метро. При этом «Терехово» имеет не слишком характерную для Москвы конструкцию с двумя береговыми платформами. Образ станции реализован с помощью одного материала — стеклофибробетона разных оттенков и фактуры. Из него выполнены элементы классической архитектуры в современной интерпретации — каннелюры, кессоны, колоннады. Классика? Да. Современность? Да. Бетон (ну почти бетон) в сочетании с как бы деревянными буквами, которыми сделано название станции — это точно современное решение, простое и лаконичное. Удачно подобрано освещение, которое делает пространство более объемным, сами светильники решены очень лаконично — два круга, при этом вместе с отделкой потолка создается впечатление, что это листва. Очень торжественное, надо сказать, впечатление. Результат впечатляет еще больше, если помнить про сложную судьбу проекта. Изначально он был разработан для соседней станции «Мневники», где планировалось строительство Парламентского центра. Однако по результатам конкурса проект «отдали» «Терехово». Силуэты сегодняшних обывателей (то есть всех нас) на колоннах — это отсылка к теме представительства, а еще парафраз на тружеников со сталинских станций. «Терехово» — это еще и самые запоминающиеся на новом участке БКЛ входные павильоны. Благодаря аркам они достигают высоты 16 м и точно станут визитной карточкой Мневниковской поймы. Фото: сайт Стройкомплекса «Кунцевская» Это одна из самых спорных станций нового участка. Проектировщики из AI Architects постарались сделать ее облик максимально цельным. В отделке применен один материал — серый терраццо. Если быть честным, то, конечно, это имитация строительного материала, состоящего в оригинальной версии из осколков камня, скрепленных цементом. На «Кунцевской» квадратные колонны чередуются с круглыми монументальными светильниками, которые отделаны тем же материалом. Та же тема и в вестибюлях. В образе читается много слоев — и индустриальность, и сакральность, и торжественность. Как и соседние, это станция с береговыми платформами, но из-за конструктивных особенностей очень узкими. Колонны занимают треть их ширины, хорошее архитектурное решение не спасает от общей тесноты. На поверхности вдоль Рублевского шоссе выстроились вестибюли трех «Кунцевских» — реконструированный белоснежный павильон 1960-х, яркий лужковский 2008-го и, наконец, современный монументальный — станции Большого кольца. Этот «ансамбль» тянет на статус местной достопримечательности. Фото: сайт Стройкомплекса «Давыдково» В советское время существовало правило — у каждой станции должна быть тема и соответствующее ей художественное оформление. Сегодня это — исключение из правил, и «Давыдково» — одно из них. Рядом с этой станцией находится Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС, и влиятельное министерство смогло пролоббировать «собственную» станцию. Она решена в цветах МЧС — синем и оранжевом, но главное — это барельефы, которые находятся и на платформе, и на эскалаторе, и в вестибюле. В последнее время если в метро появляется что-то монументальное, то обязательно с милитаристско-маскулинным бэкграундом. На «ЦСКА» — скульптуры спортсменов (так как это клуб армии, то спортсмены с погонами), на «Электрозаводской» — панно «Битва героев», на котором показан собирательный образ защитника Древней Руси. Барельефы на «Давыдково» созданы одним из самых плодовитых современных скульпторов Салаватом Щербаковым, известным по памятникам князю Владимиру и Михаилу Калашникову. Белоснежные барельефы на «Давыдково» сами по себе неплохи, они выглядят хотя и традиционно, но не архаично, как можно было бы ожидать. Здесь тушат пожары, разминируют минные поля, кого-то несут на носилках в вертолет. Проблема с барельефами на платформе в том, что, как и многие монументальные произведения в метро, их невозможно толком рассмотреть. Платформы на станции с боковыми платформами слишком узкие, чтобы отойти к их краю. С противоположной стороны их не видно целиком из-за колонн между путями. Самый лучший способ увидеть барельефы — при выходе из вагона, то есть, как всегда, на бегу. Фото: сайт Стройкомплекса «Аминьевская» Станция в черно-белых тонах с легким намеком на деконструкцию. Два ряда черных колонн, светло-серый пол и черная полоса на путевой стене. Главный элемент — «паруса» или «листы» реечного потолка, которые смонтированы под углом, да еще и внахлест. Эффект от этого, в общем-то простого приема, отличный — колонны кажутся скошенными, а потолок, особенно когда спускаешься по эскалатору, похож на чердачный — словно находишься на мансардном этаже, под крышей, а не под землей. Фото: сайт Стройкомплекса «Мичуринский проспект» «Китайские» мотивы в оформлении станции объясняются тем, что ее строил китайский подрядчик. Решение лаконичное, но запоминающееся — красные, словно лакированные колонны, и два вида вертикальных лайтбоксов под потолком, на которые нанесены китайские узоры. А еще это продолжение растительной темы, начатой на «Мичуринском проспекте» Солнцевской линии, там на красном фоне изображены цветущие ветви и плоды. Отдельное развлечение — переход между двумя станциями — стеклянный мост, перекинутый через Мичуринский проспект. Фото: сайт Стройкомплекса «Проспект Вернадского» Очень простая, но запоминающаяся станция. Потолок, собранный из квадратных панелей серого и черного оттенков, чередующихся с квадратными же светильниками, черные колонны, путевая стена, отделанная оранжевыми панелями. Отличительная особенность — балкон, как на станциях «Петровский парк» или «Комсомольская» радиальная. Там устроен переход к станции Сокольнической линии. Еще в далеком 1963 году нашими предками был предусмотрительно оставлен задел под пересадку на будущее Большое кольцо. Помните закрытую лестницу в середине платформы «Проспекта Вернадского» красной линии? Теперь это и есть пересадка. Фото: сайт Стройкомплекса «Новаторская» Одна из самых инстаграмных станций нового участка с очень эффектным и одновременно простым решением. Надо взять многослойное стекло, нанести на него оранжевую пленку нескольких оттенков, повесить вертикально под потолок, а между рядами стекол установить самые обычные лампы. Все вместе дает ошеломительный эффект: станция получила солнечную яркую арт-инсталляцию размером несколько сотен квадратных метров. Все остальное работает на эту инсталляцию — и один ряд светлых колонн, и черные путевые стены. Фото: сайт Стройкомплекса «Воронцовская» Калужская — Калуга — Циолковский — космос — серебро. Этот ассоциативный ряд породил космическую тему оформления станции, правда, в итоге ее назвали «Воронцовской». Но она, построенная по проекту Александра Вигдорова («Моспромпроект»), действительно получилась космической. Два ряда колонн сложной восьмигранной формы, сделанных под бетон, отлично контрастируют с серебристым потолком, собранным из более чем 10 тыс. «тарелок». Эта инсталляция, согласно замыслу архитекторов, символизирует Млечный Путь. Еще один впечатляющий элемент станции — эскалаторные спуски с огромной высотой потолка. От них, установленных на нескольких станциях нового участка БКЛ, захватывает дух. Фото: сайт Стройкомплекса «Зюзино» Комбинация уже знакомых элементов (конструкция как на «Новаторской») с одним рядом колонн посередине, потолок здесь похож на «Проспект Вернадского», только панели и светильники на «Зюзино» более объемные. У станции свой цвет — зеленые, лимонные панели на путевых стенах. Все вместе смотрится вполне достойно, гораздо лучше, чем на фото. Фото: сайт Стройкомплекса «Каховская» «Каховская» была построена в 1969 году как часть будущего Большого кольца, которое тогда было скорее в фантазиях, чем в проектах. Как и десятки других станций того времени, это «сороконожка» — станция с 38 парами колонн, построенная из сборных элементов. Этакая подземная пятиэтажка. От старой станции фактически остались только часть конструкции и художественное оформление — четыре литых панно на тему Гражданской войны. Новый образ «Каховской»: вместо плитки на путевых стенах — камень, на колоннах вместо мрамора светлого оттенка — более темный, часть колонн сделали черными, балки на потолке частично закрыли светильниками. Плюс в это небольшое по объемам пространство вставили систему дымоудаления. Станция, конечно, стала современной прежде всего в технологическом плане, но утратила легкость и простоту, теперь слишком перегруженная и тесная. Фото: сайт Стройкомплекса Источник: © Москвич Mag, 9 декабря 2021 года.
|