METRO.Библиотека |
Дмитрий Гаев
Московское метро:
решение актуальных проблем и перспективы развития
Тема развития московского метрополитена важна не только москвичам, но и жителям других крупных городов России, где строятся, развиваются метрополитены. Потому что, как правило, как решаются эти вопросы в Москве, так они решаются в регионах. Московский метрополитен является "лакмусовой бумажкой" развития скоростных уличных видов транспорта в целом по России. Если говорить о сегодняшнем дне московского метрополитена, об актуальных проблемах, которые существуют перед метрополитеном, в первую очередь необходимо отметить самое важное – задача, стоящая перед московским метрополитеном продолжать надежно работать, в условиях транспортной напряженности. К сожалению, на сегодняшний день притом, что московский метрополитен полностью соответствует тем требованиям, которые предъявляют к нам пассажиры, все равно, с точки зрения комфортности мы не лидируем и это объективно, это ставит задачи по совмещению и решению двуединой задачи, которая стоит перед общественным транспортом.
В первую очередь, когда мы говорим о комфортности, мы отмечаем время доставки, надежность и ритмичность перевозки. По этим показателям московский метрополитен занимает лидирующее место в России и в мире. Что касается других аспектов комфортности перевозки, мы страдаем от перенаселенности метрополитена, на сегодняшний день московский метрополитен может обеспечить комфортность семи миллионов пассажиров в сутки, но мы везем более девяти миллионов пассажиров в будние дни. И поэтому такой эффект переполненности оказывает отрицательное влияние на качество перевозки.
Проблема перенаселенности метрополитена – это проблема развития сети. Сейчас мы предпринимаем определенные шаги по улучшению качества перевозки. Во-первых, это повышение комфортности поездов, внедрение новых систем комфорта в поездах, система вентиляции, система плавного хода. В последние годы мы с промышленностью России сумели отработать новые типы поездов. Часть из них уже эксплуатируется московским метрополитеном, в частности электропоезда типа "Русич".
В течение ближайшего времени мы завершаем переоснащение Покровско-Митинской линии этими поездами. Созданы новые вагоны нового типа, те которые в народе называются "полосатики", оснащенные системами принудительной вентиляции и отопления, кондиционирования в кабине машиниста, более плавным ходом. В первую очередь этими поездами будет укомплектована Кольцевая и Калининская линия московского метрополитена, потому что по срокам эти линии подходят к замене подвижного состава и в течение шести лет эти линии будут полностью переведены на эти поезда.
Следующий шаг по улучшению системы обслуживания пассажиров - это модернизация системы оплаты проезда в московском метрополитене, что позволит полностью исключить фактор несрабатывания проездного билета и модная тема «украденные поездки» уйдет в прошлое. Некоторые люди тратят много времени, чтобы добраться до поезда, особенно, если они не являются постоянными пассажирами и не имеют долгосрочного проездного билета, используют билет с ограниченным количеством поездок. А в кассах, особенно в начале месяца, скапливается большое количество народа, эти люди тратят по полчаса на то, чтобы купить билет. Надо решать вопрос с модернизацией работы касс. На сегодняшний день мы достигли соглашения с рядом крупных банков, которые реализуют большие зарплатные проекты для организаций и предприятий Москвы о массовом внедрении такой услуги, как система безналичной оплаты проезда на метрополитене, когда человек, имеющий кредитную карту, будет иметь возможность с помощью кредитной карты пользоваться услугами метрополитена. С июня начнется массовая эмиссия таких кредитных карт. При этом стоимость поездки по кредитной карте не будет превышать стоимости проездных документов, которые человек приобретает в кассе. Эта программа позволит разгрузить очереди в кассы и предоставит дополнительные удобства людям, которые будут пользоваться этим продуктом.
Летом этого года появится новый электронный продукт, который представляет транспортную карту. Её можно будет приобрести в системе Метрополитена, Мосгортранса и на Московской железной дороге. Эта карта будет унифицированным проездным билетом на системе общественного транспорта Москвы и Московской области.
Очень важной является проблема разгрузки пересадок в метрополитене. В связи с огромным пассажиропотоком пересадочные узлы работают с большим трудом. Сейчас мы реализуем программу по открытию дополнительных пересадок при строительстве новых линий. Уже открыты пересадки “Трубная” - “Цветной бульвар”, “Сретенский бульвар” - “Тургеневская”, “Сретенский бульвар” - “Чистые пруды”. Этими пересадками пользуются более трехсот тысяч человек в сутки. Открытие Строгинского участка, в стыке с Арбатско-Покровской линией, привело к тому, что резко снизились потоки на пересадочном узле станций “Киевская”.
Об открытии реконструируемых станций.
Хотя мы планировали открыть станцию “Электрозаводская”, которая в данный момент закрыта на реконструкцию, в мае, открытие произойдет только в ноябре 2008 года. Это связано с тем, что поставки эскалаторного оборудования на эту станцию задерживаются. В России только одно предприятие поставляет эскалаторы для метро, оно находится в Санкт-Петербурге. Сейчас у этого предприятия много заказов и оно не успевает поставлять эскалаторы для замены в метрополитены. По этой же причине мы откладываем открытие новой станции метро “Славянский бульвар”. Если сама станция готова будет уже в июне, то мы ее сможем открыть только в августе.
О развитии сети метрополитена.
На сегодняшний день ситуация складывается следующим образом: был проведен анализ перевозок всеми видами транспорта на территории Москвы. И сделан вывод: если мы хотим сохранить, хотя бы тот уровень работы метрополитена, который уже есть, и начать снижение нагрузки на поезда, до 2015 года нам нужно построить 130 километров новых линий. При этом, правительство Москвы разработало программу, которая будет утверждена во втором полугодии 2008 года, о том, что бюджет Москвы берет на себя обязанности по финансированию не менее шестидесяти километров линий до 2015 года. За последние два года мы ввели в эксплуатацию шестнадцать километров новых линий метрополитена, тем самым мы доказали, что мы имеем достаточно мощные технические средства, квалифицированные организации строительного комплекса.
Сейчас перед нами стоят задачи по завершению начатого, это важные направления на территории города, позволяющие более чем миллиону жителей Москвы получить новое качество транспортного обслуживания. В этом году ведутся работы на направлении продления Люблинско–Дмитровской линии за кольцевую линию метрополитена, и в конце 2009 года две станции “Достоевская” и “Марьина роща” примут своих пассажиров. Начнется строительство пересадочной станции “Площадь Суворова”, которая соединит Люблинско–Дмитровскую линию с кольцевой, между станциями “Проспект мира” и “Новослободская”.
В 2010 году, на юго-востоке Москвы будет введен участок с тремя станциями и одной пересадкой, от станции “Марьино” до станции “Зябликово”, и тем самым транспортная проблема в Братеево и Орехово-Борисово будет решена. В этот же период мы придем от станции “Новогиреево” в Новокосино, строительство этого направления начнется летом этого года. Так же в юго-восточном секторе Москвы мы начнем работы по направлению в Жулебино и придем туда в 2011 году.
В конце 2009 года мы придем в Митино, поезда пойдут туда от станции “Строгино”, через станцию “Мякининская”, на станцию “Волоколамская”, которая находится в первом микрорайоне Митино. В конце 2010 года в Митино заработает еще одна станция, которая будет находиться в центре Митино, а в 2012 году эта линия завершится станцией “Рождествено”. Все эти планы нам предстоит реализовать в ближайшие три года.
До 2015 года, метрополитен получит третий пересадочный контур, линии пойдут в направлении Солнцево, а на карте Москвы появится еще одна линия метро, которая соединит районы Некрасовки, на границе с городом Люберцы, с Новогиреевским направлением, с пересадкой на станции “Авиамоторная”. В будущем, на территории Москвы будет строиться южная рокада, которая соединит Каширское шоссе с Рязанским проспектом и Люблинской улицей. Там будет использован опыт, строительства тоннеля под Серебряным бором, который совмещен с тоннелями метро. Тем самым мы продлим нашу Каховскую линию, от станции “Каширская”, до Нагатинского затона. Вот наши ближайшие стратегические планы.
По материалам пресс-конференции начальника Московского метрополитена Дмитрия Владимировича Гаева, которая состоялась 23 апреля в Медиа-центре газеты «Известия».