Наталья Корчмарек В метро проведут тренинги стрессоустойчивости для машинистов Руководство подземки увеличивает штат психологов — с увеличением пассажиропотока сотрудники испытывают все больший стресс, особенно те, кто стал свидетелем самоубийства. В связи с растущим пассажиропотоком и появлением новых станций, столичное метро с апреля 2013 года ужесточает правила набора машинистов — их начнут принимать на работу только после специального психофизического тестирования. Программа, на покупку и внедрение которой подземка готова потратить более 4,5 млн рублей, проверит, достаточно ли у кандидата внимательности, памяти и стрессоустойчивости для управления составами. Для машинистов также хотят подготовить серию тренингов, которые помогут им пережить случаи суицидов на рельсах, рост которых всегда приходится на осень. Об этом рассказала «Известиям» психолог службы подвижного состава Московского метрополитена Татьяна Креминская. По ее словам, с увеличением пользователей метро растет и стресс машинистов. «Чем больше людей, тем выше ответственность, а также больше случаев задерживания дверей теми, кто хочет успеть сесть в состав, что заставляет машинистов переживать по поводу возможного нарушения графика», — пояснила Креминская. Тестирование также должно выявить, готов ли будет кандидат быстро адаптироваться к новым составам и другим изменениям. С его помощью также надеются снизить количество нарушений со стороны состава. Напомним, как уже писали «Известия», два года назад машинистов стали депримировать за нарушения скоростного режима на основании данных бортовых устройств регистрации (БУР), что вызывало волну судов. Как пояснила Креминская, тестирование кандидатов будет проводиться на компьютерном оборудовании. В 2012 году, по ее словам, на работу приходили устраиваться по 160–700 человек в месяц. «Проходят отбор, необходимый для начала обучения, больше половины кандидатов, — пояснила она. — Но многие потом либо бросают, либо просто не справляются. Наша задача снизить такие случаи как минимум на 10%». Представитель метро уточнила, что введение новой системы связано с тем, что с ростом самого метро и увеличением пассажиропотоков возрастают риски подземки, а также стресс работающих на маршрутах людей. Психолог добавила, что многие машинисты также тяжело переживают случаи падения пассажиров на рельсы. Количество случаев суицидов в подземке традиционно возрастает осенью и весной. По ее словам, одной из мер подготовки состава к подобным случаям могут стать специальные тренинги. Отметим, что последний подобный трагичный инцидент произошел утром 3 февраля на станции «Алма-Атинская» Замоскворецкой линии. Тогда, из-за падения на рельсы мужчины, движение на ветке было временно приостановлено. Крименская отметила, что в 2012 году штат психологов в подземке вырос с двух до 15-ти человек. Эксперт организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков опасается, что с ужесточением правил отбора подземка может вовсе остаться без кадров. «К 2020 году метро должно увеличиться почти в полтора раза, появятся новые линии и станции, при этом уже сейчас структура испытывает кадровый голод по части машинистов», — пояснил он. Между тем председатель профсоюза работников метрополитена Светлана Разина появление новой системы одобрила. В то же время она полагает, что кроме психологической помощи для машинистов стоит ввести и понятие профессиональных болезней. «Стресс ребята действительно испытывают огромный, мне известны случаи, когда после ситуаций с временной потерей управления у машинистов находили рубцы на сердце», — пояснила она. Ежедневно московское метро перевозит около 9 млн пассажиров. До 2020 года планируется построить 69 новых станций. В среднем ежегодно предполагается открывать около восьми дополнительных станций. © газета “Известия”, 11 февраля 2013 года.
|