Юрий Гридчин
Итальянские транспортные наблюдения
(Милан, Флоренция, Рим)
Начну с миланского аэропорта “Malpensa”. Не выходя из здания можно совершить пересадку на автобусы и поезда идущие до города. У электропоезда Malpensa Express головные вагоны имеют двигатели и иное подвагонное оборудование и, соответственно, один пассажирский салон. Промежуточные вагоны имеют два салона для пассажиров один над другим.
В Милане (Milano) времени было мало, но пару остановок на метро удалось проехать. Был слегка озадачен единственным (!) автоматом по продажи билетов на станции “Duomo”. Но после пары минут изучения понял, что надо сунуть денежку, нажать зеленую кнопку подписанную Urban и билет вылез из одной щели и сдача насыпалась в лоток снизу. Билет выглядит так. Стоимость билета по городской зоне 1 евро. После того, как билет был засунут в турникет на нем была строка, на которой были обозначены номер турникета, время прохода с точностью до секунды, но отсутствовала дата. Поезда на линии M1 (Linea Rossa) окрашены в красно-белые цвета. Три станции, которые увидел (“Duomo”, “Cordusio” и “Cairoli”), непритязательной архитектуры и восторга не вызвали. Пассажирский транспорт Милана включает автобусы, троллейбусы и трамваи. Проезжая по городу, видел массу разнообразных трамваев. Из ответа гида выяснил, что Милан считается трамвайной столицей Италии и до сих пор по городу ходят трамваи выпуска 30-х годов прошлого века.
Во Флоренции (Firenze) жил рядом с железнодорожным вокзалом FS Centrale “Santa Maria Novella”. Снял немного подвижного состава. Обращу внимание на локомотив поезда Eurostar, который буквально через минуту после съемки стартовал в Болонью. Кстати, по пути в Рим видел его аналог в районе Апеннин. Скорость была не менее 300 км/час, так как автобус двигавшийся 90 км/час казалось просто стоит на месте по сравнению с Eurostar.
Общественный транспорт во Флоренции представлен автобусом (35 маршрутов). Есть также экологически чистый автобус в центральной исторической части города. Это 4 маршрута (A, B, C и D), которые обслуживаются малюсенькими автобусами на 12-15 человек.
Метро Рима (Metropolitana Roma). Имеется две линии: A (“Anagnina” - “Battistini”, красная, 27 станций) и B (“Rebibbia” - “Laurentina”, синяя, 22 станции). Одна пересадочная станция “Termini” (по нашему - Вокзальная). Время работы с 05:30 до 23:30 (по субботам до 00:30). Первое впечатление - здесь давно не делали мокрую уборку. Стены станций, панели эскалаторов тонут под слоем пыли. Пол на большинстве станций - резиноподобное покрытие, иногда гранит. Перегоны между станциями в основном короткие. Станции неглубокого заложения, но из-за холмистой местности иногда может показаться, что спускаешься достаточно глубоко. Особенно отличилась станция “Spagna” - путь до нее из парка Borghese под землей занимает более 500 метров, включая четыре эскалатора (по два горизонтальных и вертикальных). Вестибюли просторные. На части станции умно разведены встречные потоки пассажиров с помощью двух подземных залов - в один зал ведут эскалаторы на вход, из другого - на выход. На станциях постоянно негромко крутят радиорекламу. О станции направления и времени до прихода поезда сообщают привешенные над платформой информационные табло. Там же советуют зайти на сайт римского метро. Билеты аналог московских (или наоборот :). Разовый билет BIT (Bigletto Integrato a Tempo) стоит 1 евро. Он действителен на любом транспорте в городской зоне в течении 75 минут с момента отметки, причем в метро по нему можно проехать любое количество станций, но только один раз с обязательной отметкой при входе. Дневной билет BIG (Bigletto Integrato Jiornaliero) стоит 4 евро и действителен с первой отметки до полуночи. Недельный билет стоит 16 евро. Купить билеты можно в магазинах Tabacchi, на станциях метро в автоматах или в службе приема гостиниц. На входе в метро проход с отметкой через турникеты, без отметки - через широкий проход с надписью Abonnamenti (при этом предъявлять билет никому не нужно). Два раза попадал на билетный контроль. Выглядит это так на входе (или на выходе) станции стоит шеренга из 6-7 человек в форме и вежливо с улыбкой просит всех показать билет. |
Линия A. Видел два типа вагонов. Старые (производство Ercole Marelli Trazione S.p.a, Ansalto Transporti S.p.a., Breda Construzioni S.p.a., Fiat Ferrovaria S.p.a.) состоят из пяти вагонов (головные с кабинами машиниста), новые (производство Fiat Ferrovaria S.p.a.) двумя секциями по три вагона, которые соединены гармошкой. Вагоны окрашены в оранжевый цвет с серыми дверями. Движение левостороннее (по московской привычке все время ждал прибытия поезда с другой стороны). Питание от верхнего токосъема.
Станции линии A выполнены в бело-красных тонах. Осмотрел участок от “Termini” до “Battistini”. Тоннель местами однопутный или двухпутный, освещение выполнено люминесцентными лампами. Между станциями “Flaminio” и “Lepanto” поезда преодолевают реку Тибр (Tevere) по мосту - метро по центру, автомобили по краям. Станции открытые в 2000 году отличаются от своих предшественников разве, что обязательным наличием лифта для инвалидов. По новым станциям: “Cipro - Musei Vaticani” - двухзальная с широкими платформами (правая от центра, левая к центру); “Valle Aurelia” - двухзальная с узкими платформами (левая от центра, правая к центру); “Baldo Ubaldi” - колонная с одной платформой; “Cornelia” - с широкими пилонами в центральной части; “Battistini” - однозальная с боковыми платформами, имеет перекрестный съезд перед станцией и пошерстный съезд за ней.
Линия B. Вагоны только старого типа по шесть штук в составе. Окраска вагонов серая с синими дверями. Кстати, непонятно, где римляне их хранят, так как отграффитчены они на 80%, начиная с подвагонного оборудования и заканчивая крышей. Движение левостороннее. Осмотрел участок от “Bologna” до “Circo Massimo”. Большинство станций выдержаны в серо-желтой гамме.
К городскому транспорту относятся линии электропоездов E, F и G, 238 маршрутов автобуса (плюс 24 ночных маршрута) и 6 маршрутов трамвая. Кстати, трамвай не шумный. Думаю, что этому способствуют бесшовные рельсы на резиновой подкладке и современный подвижной состав.
Ватикан. Оказалось, что на территории мини-государства имеется собственная железнодорожная станция, которая тоннелем соединена с сетью итальянских железных дорог.
Отдельное слово о римском аэропорте “Leonardo da Vinci” в Fiumicino. Международный терминал C состоит из основной части и сателлита, которые на уровне второго этажа соединены дорогой Sky bridge типа AGT (automated guided transit): резиновые колеса вагонов катятся по бетонным "дорожкам", посредине находится направляющий и питающий металлический рельс. Станции монорельса имеют двери, которые открываются синхронно с дверьми вагона. Два двухвагонных состава челноком ходят по двум путям между станциями под управлением электроники.
Фотоматериалы
© Ю. Гридчин, апрель 2004.
© Yuri Gridchin, april 2004.