Александр Шмелев
При оплате проезда в метро придется делиться личными данными
Система бесконтактных платежей, которую планируют внедрять в метро, — небезопасна.
Проезд можно будет оплатить, приложив сотовый телефон к считывающему устройству в турникете. Технология, которая при этом используется, не гарантирует защиты личных данных и требует от пассажиров дополнительных затрат.
Цена.
Возможности новой системы были опробованы во время открытия станции Трубная 30 августа лично Юрием Лужковым и Дмитрием Гаевым, начальником метрополитена. Мэр назвал эксперимент шикарным, а Гаев сообщил, что с января любой желающий сможет поучаствовать в эксперименте, купив специальную сим-карту.
Последнее не совсем верно, говорит Олег Афанасьев, представитель завода «Микрон», где будут делать новые симки. Эти карты не превращают любой мобильник в средство прохода через турникеты: аппарат нужен специальный.
В России пока таких сотовых не продают. Лужков на открытии Трубной использовал «раскладушку» Nokia 6131 NFC. Этой моделью тоже у нас еще не торгуют, а поставлять ее начнут тогда, когда новая система оплаты разовьется, сообщает PR-служба компании Nokia. Цена устройства в Европе — 260 евро.
Личная информация.
При этом система бесконтактных платежей абсолютно небезопасна,?— говорит Дмитрий Кулябов, доцент кафедры систем телекоммуникаций РУДН. Радиус действия системы ограничен не столько передатчиком (телефоном), сколько приемником. Человек с хорошей антенной на расстоянии двух метров может без проблем записывать передаваемую с бесконтактной симки информацию и впоследствии использовать ее в своих целях.
На Западе применение бесконтактных карточек для оплаты в метро и магазинах, по словам Кулябова, явление достаточно распространенное. Но там эти карточки или безыменные, или используются только для мелких платежей, а у нас же пытаются внедрить сим-карты, которые привязаны к конкретному паспорту, на который зарегистрирован телефон. «То есть мы видим, что человек покупает, как передвигается», — говорит Кулябов.
Оплата телефоном — тупиковое направление, считает он: слишком много сторон должны договориться. А вот оплата по бесконтактным безыменным карточкам вполне реальна.
Оборудование.
Сколько стоит переоборудование турникетов на «мобильную оплату», в московском метрополитене ответить затрудняются. В турникетах уже есть приемник для оплаты с бесконтактных смарт-карт и билетов ультра-лайт, рассказывает Дмитрий Головин, начальника пресс-службы московского метро. Так что, скорее всего, масштабных реконструкций и больших вложений в новый проект не будет.
Источник: © Мой район, Москва, 14 сентября 2007