Павел Городской С днём рождения, Замоскворецкая линия! В сентябре 2008 года празднуют 70-летний юбилей станции Горьковского радиуса второй очереди Московского метро: "Сокол", "Аэропорт", "Динамо", "Белорусская", "Маяковская" и "Театральная". Первые ласточки Московский метрополитен открылся для пассажиров 15 мая 1935 года - именно в этот день распахнули свои двери станции первой очереди метро, от "Сокольников" до "Парка Культуры" с ответвлением от "Охотного ряда" до "Смоленской". Метростроевцы не желали останавливаться на достигнутом: еще за несколько дней до этого - 8 мая - был утвержден проект трассы второй очереди, сразу после утверждения начались масштабные строительные работы. Участок от "Смоленской" до "Киевской", так называемый Арбатский радиус, длиной 1,4 километра, открылся уже в марте 1937 года. В марте 1938 поезда пошли по Покровскому радиусу - от "Улицы Коминтерна" (сейчас "Александровский сад") до "Курской", а в сентябре этого же года вступил в строй длинный, почти девятикилометровый Горьковский радиус, от "Сокола" до "Площади Свердлова" (ныне "Театральная"). Горьковский радиус стал последним пусковым участком второй очереди, таким образом, 11 сентября - 1938 года стало ее днем рождения. Длина подземных магистралей достигла 23,5 километра, на протяжении которых расположились 22 станции. Горьковский "Сокол" Ввод в строй новых участков не только определил дальнейшее развитие Московского метрополитена, но и во многом сформировал его внутренний распорядок и уклад. Во-первых, после открытия станций второй очереди поезда стали ходить по трем линиям: Кировской, Арбатской и Горьковской - раньше понятия разных линий не существовало, поезда следовали по двум разным маршрутам. Во-вторых, Горьковский радиус стал первой самостоятельной хозяйственной единицей с подчинением начальнику радиуса - это стало прообразом нынешних дистанций служб метрополитена. Нельзя не упомянуть об открытии второго электродепо метрополитена - Горьковского, которое сейчас называется "Сокол". Безопасность и информация Важным событием стало создание Центрального диспетчерского пункта метрополитена, откуда велось наблюдение за работой подземной транспортной системы и осуществлялось комплексное руководство. Сейчас эти функции выполняют Ситуационный и Диспетчерский центры метрополитена, которые, как признают специалисты, являются одними из лучших в мире. Безусловно, на сегодняшний день имеется гораздо больше возможностей для решения вопросов наблюдения и контроля за работой метро, но начало подобному подразделению было положено именно с открытием второй очереди. На новых участках применялись значительно улучшенные, по сравнению с первой очередью, техника и оборудование. Современнейшие для того времени разработки помогли существенно повысить комфорт, надежность и безопасность пассажирских перевозок, что сделало Московское метро одним из лучших метрополитенов мира. Стоит сказать, что этот уровень поддерживается и по сей день - метро по-прежнему остается площадкой для внедрения передовых достижений российских инженеров. Единый стиль Станции новых участков оформлялись в едином неоклассическом стиле. Он основан на сочетании многовековых традиций мировой и национальных архитектур с внедрением оригинальных планировочных решений и применением в оформлении оригинальных материалов. На второй очереди укрепился неповторимый, идеальный стиль подземного пространства, в котором нет ощущения дискомфорта. Среди станций того времени трудно выделить плохие или хорошие: каждая индивидуальна, имеет запоминающуюся деталь интерьера - свою изюминку. Некоторые станции второй очереди стали своеобразными символами метрополитена. Чего стоят, например, станции "Маяковская" и "Площадь Революции", станции с богатой и интересной историей, настоящие памятники советским людям: архитекторам, проектировщикам и строителям метро. "Подземные дворцы" стали не только символами метрополитена, но и одними из символов Москвы: недаром обязательный пункт туристической экскурсии по столице - посещение станций метро. Традиции по постоянному техническому совершенствованию и развитию Московского метрополитена, заложенные во второй половине 30-х годов, сохраняются и сегодня. В том числе и это обстоятельство позволяет Московскому метрополитену оставаться самым надежным и самым быстрым видом транспорта столичного региона. © Газета "Метро", N137, 12 сентября 2008
|