METRO.Интервью
|
Интервью начальника Московского метрополитена Дмитрия Гаева газете "Известия" 19 февраля 2004 года
Мы страхуем всех пассажиров метрополитена
Д. ГАЕВ – Мы страхуем их от возможности того ущерба имуществу и здоровью, который может быть нанесен пассажиру метрополитена в результате непрофессиональных действий работников метрополитена. Вот от этого мы страхуем. И каждый пассажир от этого застрахован. Что касается чрезвычайных ситуаций, то это должна быть личная, индивидуальная страховка, если он хочет иметь такую страховку, связанную с риском для жизни, то должна быть личная страховка человека. А организация страхует от своих неправильных действий. И мы это делаем.
Сегодняшняя сеть метрополитена рассчитана на комфортную и безопасную перевозку 7,5 млн. человек в день. Мы везем 9 млн. в день. Поэтому мы можем обеспечить безопасность, но снять тот дискомфорт, который есть от переполненных вагонов на линиях и в отдельное время суток без дополнительного развития инфраструктуры метрополитена.
11:03 Володина
Дмитрий Владимирович, в то утро, когда произошел теракт, наш поезд стоял между станциями “Маяковская” и “Тверская” почти 40 минут. Вентиляция в вагонах практически не работала, и многие люди почувствовали себя плохо. В этой связи, собирается ли руководство метрополитена улучшить сиcтему вентиляции?
Д. ГАЕВ – Во-первых, поезда на этой линии не имеют системы принудительной вентиляции. Поэтому в этих вагонах она практически не работала, ее практически нет. Новые подвижные составы, который мы закупаем, уже имеют принудительную вентиляцию, а на старых линиях мы проводим работы по усилению тоннельной вентиляции. Работа системная, работа долгая. К сожалению, старые вагоны принудительной вентиляцией не могут быть оборудованы.
11:16 НатальяЛогинова
Уважаемый Дмитрий Владимрович, не планирует ли руководство метрополитена реорганизовать работу службы охраны? Милиционеры работают в тяжелейших условиях сутками. А ведь после трех часов у них совершенно замыливается глаз...
Д. ГАЕВ – Совместно с правительством Москвы и Главным управлением внутренних дел города Москвы летом прошлого года было принято решение об увеличении численности подразделений милиции, которая обеспечит охрану общественного порядка в Метрополитене. Была добавлена дополнительно штатная численность в количестве полутора тысяч сотрудников. Сейчас идет набор. Набор идет сложно, тяжело. Для того, чтобы повысить привлекательность милиции по охране Метрополитена, правительство Москвы обратилось к правительству РФ с просьбой разрешить прем на работу в патрульно-постовую службу на Метрополитене лиц, не прошедших Российскую Армию с предоставлением этим гражданам отсрочки от призыва или зачисления этой службы в качестве альтернативной. Это обращение рассматривается. Мы думаем получить положительное решение по этому вопросу. Тем самым проблема того некомплекта, который есть в этих органах, должна быть решена.
11:16 Лукин
Почему в метро нет тележек и дрезин, о которых говорили спасатели, работавшие на “Автозаводской”?
Д. ГАЕВ – Я не слышал, что об этом говорили спасатели, это говорили СМИ. Я был весь день там и знаю, о чем говорили спасатели. Есть и тележки и дрезины, просто они стоят не на каждом километре. По мере того, как они были доставлены к месту происшествия, они были использованы. Что касается дрезин, то когда путь железнодорожной линии занят, дрезина никуда проехать не может.
11:33 Алексей Иванович
Как согласуются с архитектурными проектами станций и требованиями пожарной и прочей безопасности ларьки, лотки и торговцы "с рук", заполонившие переходы? Например, на “Тимирязевской” иногда протиснуться невозможно! Если никак не согласуются, то почему эту торговлю до сих пор не запретили?
Д. ГАЕВ – Во-первых, станция “Тимирязевская” особой архитектурой не блещет. С точки зрения пожарной безопасности и прочей безопасности, вся торговля делится на две части: размещенная, в соответствии с разрешением межведомственной комиссии правительства города Москвы, в которую входят представители надзорных органов и не санкционированная торговля, которая является бичом метрополитена, которая мешает людям, нашим пассажирам, с которой мы боремся, к сожалению, только милицейскими методами. И которая является отражением той жизни, которая у нас на сегодняшний день. Это беда не только метрополитена, это беда многих районов Москвы. Если об этом говорить, как о проблеме, то наш российский законодатель отнял у нас возможность даже ту небольшую, которая была до 2003 года, изменив кодекс административно-правовых нарушений и изменив порядок привлечения к ответственности лиц за подобные виды нарушений. Хотя в мире мы видим совершенно противоположную тенденцию. Многие страны принимают наоборот законодательные акты о защите общины, в которых предусматривается очень четкий прямой механизм воздействия на граждан, которые создают дискомфорт людям, проживающим на той или иной территории, пользующихся ею. То есть там законодатель начинает защищать общество от его некоторых нерадивых членов. А у нас, к сожалению, и многие изменения законодательства под благородным флагом защиты права личности, снижают возможность воздействия общества на личность, которая не хочет жить по правилам общества.
11:44 Лара
Какие современные технологии предусматриваются использовать для повышении контроля за пассажирами в целях безопасности в метро?
Д. ГАЕВ – Технологии достаточно просты. Есть мировая практика по применению технических средств. Для контроля за поведением людей, за их действиями, где бы то ни было, не только в Метрополитене это системы как явного наблюдения, так и скрытого теленаблюдения с выводом телесигналов на соответствующий диспетчерский пункт, где или с помощью человека, или с помощью техники фиксируется нештатная ситуация не характерная для обычной обстановки в этой зоне и в автоматическом режиме проходит сигнал к органам обеспечения правопорядка, которые несут службу в этой зоне для проверки ситуаций и вмешательства, если это необходимо. Аналогичные системы в той или иной степени есть в Московском метрополитене, они продолжают развиваться, модернизироваться, то есть это ежедневная работа, которую необходимо делать для того, чтобы повышать уровень безопасности нашего добросовестного пассажира.
11:48 Татьяна, Москва
Г-н Гаев, я живу на “Автозаводской”, только из-за толкучки не смогла уехать в том самом поезде. Видела этот кошмар своими глазами, ежедневно прохожу мимо цветов и, простите, гор продуктов (а со вчерашнего дня там появились и воздушные шарики).... Дошла до такого состояния, что с дрожащими коленями стою по 15-20 минут и уговариваю себя зайти в вагон. И вот в чем, собственно, заключается мой вопрос - почему те, кто устроил филиал кладбища, не задумываются о состоянии тех, кто каждый день и не по одному разу проходит там, о тех, кто живет на этой злосчастной “Автозаводской”, о тех людях, кто работает на станции - дежурных, уборщицах, которые всю ночь отмывали станцию.....Вы бы видели их лица!.......... И лица проходящих мимо.... лица пассажиров в поездах, которые закрывают глаза на “Автозаводской”.... Потому что это НЕВЫНОСИМО! А ведь есть еще и дети! Они тоже испуганы, но зачем надо травмировать и дальше их психику?
Может, все-таки стоило ограничиться цветами? И портретами? Да, родственникам нужно место для памяти.... Но мы-то ЖИВЫЕ, почему никто не хочет задуматься о чувствах живых?
Д. ГАЕВ – Деликатная очень проблема. Наверное, в целом, Вы правы. Мы посмотрим этот вопрос.
11:49
На эскалаторы - очень большая нагрузка. Люди едут в два ряда. Планируется ли усовершенствовать их в ближайшем будущем на более безопасные? Были ли случаи, когда эскалаторы проваливались и люди вместе с ними?
Д. ГАЕВ – Эскалаторы безопасны, во-первых. Да, действительно, на них очень большая нагрузка. Но за эскалатором, как за транспортной машиной ведется системный надзор, ведутся планово-предупредительные ремонтные работы, помимо надзора метрополитена надзор за этой техникой осуществляют органы Госгортехназдора, и в случае возникновения сомнений в надежности машины она будет выведена из эксплуатации, ей будет произведен ремонт или она пойдет на замену. Были случаи, действительно, у всех на памяти случаи на Авиамоторной. Не соблюдалась четко та система, о которой я сказал.
11:52 Алексей Бочаров
Дмитрий Владимирович, расскажите подробнее об источниках финансирования московского метрополитена? Каковы в структуре доходов поступления от продажи билетов? Из каких источников финансируется безопасность метрополитена и каковы среднегодовые расходы на нужды безопасности в столичном метро?
Д. ГАЕВ – Эксплуатационный бюджет метрополитена формируется на 75% из доходов от перевозки пассажиров, и коммерческой деятельности метрополитена. Причем, коммерческая деятельность 4% дохода. 25% доплачивается заказчиком на перевозку правительством города Москвы. В текущем году, 2004 году, на обеспечение перевозок пассажиров будет истрачено 14 миллиардов рублей. Из этого бюджета финансируется работа по безопасности. В эксплуатационном бюджете эти затраты составляют около 40%. Почему? Потому что безопасность бывает разная. Есть техническая, нужно вовремя и качественно все ремонтировать, есть безопасность криминогенная, есть пожарная безопасность. В общей сумме это 40% в расходах метрополитена. Плюс есть целевые деньги, выделяемые помимо эксплуатационного бюджета на вопросы безопасности. Есть целевые средства на вопросы безопасности. Это бюджетные средства города Москвы - около 20 млн. рублей в год.
11:54 Роман, Москва
Почему в московском метрополитене никто не ведет борьбу против бомжей? За примером далеко ходить не надо. На станции “Пушкинская”, в самом центре Москвы на протяжении уже нескольких лет в метро проживает старая, грязная, постоянно пьяная бомжиха. Сотрудники метро ее уже все знают и относятся с полным безразличием к разносщице всякой инфекции. Помимо нее есть на “Пушкинской” еще несколько постоянно проживающих там же бомжей. Почему администрация метрополитена не борется с этим недопустимым в смысле инфекционной безопасности явлением? То же самое относится и к скоплению на станциях метро, в вестибюлях и около входов бездомных собак. Что Вы можете сказать по этому поводу? Когда будет наведен порядок?
Д. ГАЕВ – Сведений о том, что кто-то из бомжей проживает на станции “Пушкинская”, у меня нет. То, что отдельные лица, бомжи, облюбовывают ту или иную точку не только в метрополитене, это есть. Этих людей периодически задерживают. В соответствии с законодательством, которое изменилось в пользу бомжей, а не в пользу общества, выгоняются, удаляются, но с такой же точностью и ритмичностью они появляются обратно. Поэтому путь только один - выгонять, выгонять, выгонять. Реального инструмента по борьбе с этим явлением, нет не только на метрополитене, а вообще нет.
12:10 Марина, Москва
Почему Вы не допускаете “Диггерспас” для обследования мест ЧС в метрополитене?
Д. ГАЕВ – Руководитель “Диггерспасса” В.Михайлов знаменит, благодаря вам, прессе. Любым вопросом надо заниматься профессионально. “Радиолюбительство” под землей недопустимо. СМИ подогревают это не по делу. Я считаю, что эта организация вредна. В последнее время мы вылавливаем в тоннелях метро много детей и лиц, не имеющих никакого отношения к работникам метрополитена желающих побродить под землей. А это недопустимо.
12:12 Марина, Москва
После трагедии на “Автозаводской” Вы не подумываете заключить договор с какой-либо из страховых компаний о том, чтобы все пассажиры Московского метро автоматически с приобретением карточки оказывались застрахованы на время поездки в метро?
Д. ГАЕВ – Мы страхуем всех пассажиров московского метрополитена. Мы страхуем их от возможности того ущерба имуществу и здоровью, который может быть нанесен пассажиру метрополитена в результате непрофессиональных действий работников метрополитена. Вот от этого мы страхуем. И каждый пассажир от этого застрахован. Что касается чрезвычайных ситуаций, то это должна быть личная, индивидуальная страховка, если он хочет иметь такую страховку, связанную с риском для жизни, то должен сам застраховаться. А организация страхует от своих неправильных действий. И мы это делаем.
12:26 Агнесса
День добрый! Я ежедневно пользуюсь Замоскворецкой линией метро, после теракта участились случаи остановок состава в тоннеле продолжительностью от нескольких секунд до нескольких минут без каких-либо объяснений со стороны машиниста или дежурного "...по техническим причинам...", с чем это связано? Как Вы понимаете, это вызывает определенный психологический дискомфорт, какие предпринимаются меры по предотвращению таких "технических причин"?
И еще для дальнейшей безопасности - в случае теракта и гибели машиниста, каким образом пассажиры могут связаться с "внешним миром", хотя бы для скорейшего обесточивания и как смогут покинуть вагоны? Хотелось бы получить конкретный ответ что и как. Заранее спасибо.
Д. ГАЕВ – Я думаю, что задержек в тоннеле и остановок на Замоскворецкой линии не стало больше, чем было до этого. Другой вопрос заключается в том, что человек, который едет на этой лини, более психологически и внимательно относится к этим вопросам. И то, что он раньше не замечал, сейчас привлекает пристальное внимание. Совершенно правильное замечание с вашей стороны. Мы должны были это учесть. И информацию о каких-то задержках должна передаваться в салон поезда, как элемент снятия напряженности.
Теперь, что касается второй части вопроса. Конечно, гибель машиниста в поезде резко осложняет ситуацию. В случае, если за определенное короткое временя диспетчер не получает ответа от машиниста, делается вывод, что что-то случилось. И в таких случаях есть определенная технология, посылается гонец, узнать в чем дело. Причем это делается в короткое время. Как связаться? Есть в тоннели так называемая тоннельная связь. Через определенное расстояние стоят телефонные трубки, по которым можно связаться с оперативным персоналом диспетчерской службы этой линии. Естественно, без информации о том, что из поезда можно выйти, что напряжение не снято - из него лучше не выходить, хотя случаи могут быть самые разные. Мы сейчас работаем и на некоторых линиях мы подошли к техническому решению этого вопроса, когда диспетчер линии сможет выйти на связь с поездом минуя машиниста. В ближайшее время на ряде линий такие системы у нас появятся.
12:41 jan pacal
На какое количество пассажиров рассчитано московское метро? Какое количество пассажиров им пользуется?
Д. ГАЕВ – Сегодняшняя сеть метрополитена рассчитана на комфортную и безопасную перевозку 7,5 млн. человек в день. Мы везем 9 млн. в день. Поэтому мы можем обеспечить безопасность, но снять тот дискомфорт, который есть от переполненных вагонов на линиях в отдельное время суток без дополнительного развития инфраструктуры метрополитена мы пока не можем. Сюда бы я отнес проблемы с микроклиматом, который есть внутри метрополитена. Метрополитен - его климат, режим содержания воздуха рассчитан на то, что 3 раза в час весь объем воздуха меняется. Он и меняется, но на сегодняшний день метрополитен представляет переполненную квартиру. Плюс квартиру, которая окнами выходит на оживленную городскую магистраль с ее выхлопами от автотранспорта, потому что воздух, берется с поверхности земли. Воздух у нас тоже не блещет чистотой. В этом проблема климата в метрополитене.
Проблемы развития: у нас сейчас находится в разной степени строительства 30 км линий. Чтобы завершить строительство в предусмотренныете сроки нужно тратить ежегодно 15 млрд. рулей. Мы тратим по целевому направлению - от 30-50 % этих средств. К примеру,в бюджете родной РФ, на протяжении 4 лет планируется одна и та же сумма, но эти деньги 4 года назад и сегодня - разные деньги. Эта сумма составляет на сегодняшний день меньше 10% от того, что необходимо. Сейчас в ГД возбужден вопрос о финансировании развития метрополитена, он поддержан советом Думы по инициативе депутатов, избранных по округам в городе Москве, есть поручения профильным комитетам. Черная полоса должна кончится, а так как она идет достаточно долгое время, будем надеяться, что светлая полоса уже недалеко.
12:51 Сеня
Здравствуйте. Какой урок преподнесло последнее событие? Какие именно меры стали приниматься только после него? Можно ли было предотвратить теракт? Спасибо.
Д. ГАЕВ – Наверное, это вопрос немножко не ко мне. Московский метрополитен, это организация, которая перевозит пассажиров, а не ведет разработку преступных сообществ и агентурных данных по выявлению потенциальных террористов. Три функции метрополитена в рамках антитеррористической деятельности заключаются в профилактике правонарушений, в том числе и терроризма, в создании дискомфортных условий для проведения противоправных действий в метрополитене, и третья - если это произошло - минимизация потерь, вредного воздействия на пассажиров и скорейшее восстановление работы метрополитена. Можно ли предотвратить террористический акт со смертником? Мировая практика говорит, что в редчайших случаях.
Хочу сказать, что Москва и жители города Москвы всегда исторически были сильны своим здравым смыслом. И то, что произошло 6 числа, лишний раз это подтвердило. Ведь никто людей специально не учил, как вести себя в критической ситуации. Большая часть из пассажиров этого трагического поезда не проходила в школах курс ОБЖ. Однако все, каждый на своем месте, не работник, а пассажир, среагировал очень правильно. Это поведение не позволило возникнуть панике, которая могла бы возникнуть. Люди помогали друг другу в этой ситуации. Поэтому я твердо уверен, что Москва, с его здравым смыслом, справится со всеми сложностями, которые могут возникнуть. А мы, метрополитен, сделаем все, чтобы быть достойными жителей города Москвы.