Интервью с начальником Московского метрополитена Дмитрием Гаевым провел Дмитрий Анохин.
Вечерняя Москва - Дмитрий Владимирович, в Москве сейчас много говорят о введении зонального принципа оплаты поездок в столичной подземке. Чем это грозит москвичам?
Дмитрий Гаев - Во-первых, пока еще не грозит. Во всяком случае не завтра. Мы исходим из следующего: чаще ездишь - меньше платишь. С другой стороны, несправедливо, когда одинаково платят два пассажира, один из которых едет три перегона, а другой - насквозь через всю Москву. Современные технические средства позволяют нам ввести дифференцированную систему оплаты в зависимости от маршрута поездки. Будет ли эта система зонная или бонусная, то есть станет ли в ней учитываться время поездки или расстояние - все это можно будет сказать только после эксперимента на Бутовской линии в следующем году. Но новый эксперимент пройдет не в метро, а в новом виде общественного транспорта под названием "легкое метро".
ВМ - На сколько зон может быть разбито метро в случае положительного результата эксперимента?
Д.Г - Все варианты, которые я видел - с 4, 5, 9 и т.д. зонами, - будет смысл обсуждать только после разработки технико-экономического обоснования проекта. Технически мы готовы ввести новый порядок на 70 процентов, но организационно это возможно не раньше начала 2004 года.
ВМ - Каким образом метро все же разобьют на зоны, если власти примут такое решение?
Д.Г - Увы, на этот вопрос ответить пока не готов. Дело в том, что сама схема метрополитена ставит перед нами серьезные вопросы. К примеру, пассажир живет в Теплом Стане, а работает возле "Севастопольской". Каждый день он должен принудительно ездить через центр, потому что подземной дороги короче просто нет. Как же учесть такую вынужденную поездку? Пока не знаем. Общую же идею дифференцированной системы оплаты можно сформулировать следующим образом. Постоянных пассажиров у нас 80-85 процентов. Те из них, кто ездит на короткие расстояния, будут платить немного меньше, чем сейчас; покрывающие же большие расстояния - примерно столько же.
ВМ - А остальные пассажиры, которые не относятся к числу постоянных клиентов?
Д.Г - Их расходы на московское метро возрастут. Разовые поездки должны стоить дорого.
ВМ - Почему?
Д.Г - Такова общемировая практика
ВМ - Если кто-то будет платить больше, кто-то - как прежде, а кто-то - меньше, то изменится ли прибыль от продажи билетов на всем метрополитене? Или вы задумали это новшество социальной справедливости ради?
Д.Г - Общие наши доходы должны измениться. Но вот повысятся они или понизятся - оценить затрудняюсь.
ВМ - А если эксперимент закончится неудачей, вы уберете дифференцированную систему оплаты и с Бутовской линии? Или там она останется надолго?
Д.Г - Мы можем внести подобное предложение, но решение останется за московским правительством. Одобрить проект, кроме того, должна еще и городская Дума.