Интервью начальника Московского метрополитена Дмитрия Гаева
радиостанции "Эхо Москвы" (по телефону), 7 июля 2005 года.
Эфир ведет Владимир Варфоломеев.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Сейчас о том, о метро и безопасности мы говорим по телефону в нашем прямом эфире с начальником московского метрополитена Дмитрием Гаевым. Добрый день, Дмитрий Владимирович.
Д. ГАЕВ – Добрый день.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Дмитрий Владимирович, первый вопрос у меня такой. Он был связан с самыми первыми сообщениями, поступавшими из Лондона, тогда представители лондонской подземки говорили – случились резкие перепады напряжения, всплеск энергии, это и привело к взрывам, технически возможно, чтобы изменение в силе тока привели к чему-то в метрополитене, к тому, что пассажиры и другие окружающие люди могли бы принять за взрывы?
Д. ГАЕВ – Если коротко говорить, мне очень трудно комментировать детали происшествия, которые я не знаю, но если с инженерной точки зрения, из-за перенапряжения в энергетических сетях могут взрываться какие-то накопители энергии, какие-то трансформаторы могут повреждаться, кабели соответствующими хлопками, т.е. теоретически это возможно.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Таким образом, видимо, есть поле для версий и поле для расследования. Тогда следующий вопрос в связи уже именно, не теоретический, а по лондонской подземке. Известно, что метрополитен в английской столице старейший в мире, он был построен уже сколько, полтора столетия назад?
Д. ГАЕВ – Да, более 100 лет назад.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – В этой связи, лично вы что знаете об опыте работы лондонского сабвея, может быть, вы изучали то, как они работают?
Д. ГАЕВ – Мы его очень неплохо знаем, это наши коллеги, партнеры, с которыми мы очень хорошо дружим, в общем-то, достаточно надежная транспортная система, хотя проблемы старого оборудования, старых технологий там существуют. И поэтому та программа РРР, которая принята в Лондоне, она и была направлена на скорейшую ликвидацию технической отсталости лондонского метрополитена. Она реализуется, может быть, не так быстро, как хотелось бы лондонцам, мэру Лондона, она идет, и там такие проблемы, да, действительно, существуют.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Для Лондона метрополитен – это основной вид общественного транспорта?
Д. ГАЕВ – Видите ли, в чем дело, общественный транспорт для Лондона не является основным средством передвижения для населения. Доля населения, которая пользуется общественным транспортом, там значительно ниже, чем то количество населения, которое пользуется личным автотранспортом для служебных и личных поездок.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Есть ли такое понятие у тех, кто работает на подземных железных дорогах, в метрополитене, как корпоративная профессиональная солидарность? Случилось ЧП сегодня в лондонской подземке, может ли, например, Москва и наш метрополитен, я не знаю, может быть, парижский, нью-йоркский, оказать какую-то помощь, поддержку своим коллегам?
Д. ГАЕВ – Во-первых, моральную в обязательном порядке, это немедленно сделано было. А что касается технической поддержки, в рамках именно корпоративной этики она оказывается тогда, когда об этом просят.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Пока никаких обращений из Лондона не поступало, насколько я понимаю?
Д. ГАЕВ – Нет.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – У нас, напомню, в прямом эфире начальник московского метрополитена Дмитрий Гаев. Дмитрий Владимирович, если, действительно, речь идет о терактах, то, наверное, ни один объект, в том числе, и метрополитен не может чувствовать себя в абсолютной безопасности, будь то Лондон, Нью-Йорк или же Москва.
Д. ГАЕВ – И даже Жмеринка.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Там тоже есть метро?
Д. ГАЕВ – Есть общественный транспорт.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Так вот, какие-то, может быть, дополнительные меры следует принять в Москве? Я помню, что некоторое время назад были планы по установке чуть ли ни инфракрасных датчиков на входе в подземку с тем, чтобы никто из пассажиров не мог пронести с собой взрывоопасные и другие предметы? Может быть, какие-то еще планы?
Д. ГАЕВ – Мировое техническое сообщество, которое занимается вопросами общественного транспорта от подобных вещей, прорабатывались, в том числе, и системы эффективных датчиков, которые могли бы обнаружить что-то нехорошее у нехороших людей даже на подходах к системе общественного транспорта, но пока такой эффективной системы в мире не создано. Хотя есть и другие технические решения, и техническое прикрытие метрополитена осуществляется в соответствии с программой, которая согласована и утверждена на федеральном уровне и правительством Москвы. В целом, такая работа ведется. Появилась новая угроза, не характерная для нашего общественного транспорта, естественно, наше общество и правительство Москвы, правительство России, естественно, транспортные операторы адекватно реагируют на возникновение новой опасности, принимаются определенные меры по техническому прикрытию метрополитена, осуществляется ряд организационных мероприятий, которые направлены на снижение возможности проведения в общественном транспорте, в частности, в московском метрополитене таких действий, как связанных с проявлением терроризма. Хотя мы с вами знаем, и это не секрет, панацеи, лекарства от терроризма пока нигде…
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – К сожалению, да, действительно, так. Дмитрий Владимирович, у меня последний к вам вопрос, возвращаясь к опыту Лондона, который, как вы говорили, вы изучали, в плане безопасности, насколько лондонская подземка была подготовлена?
Д. ГАЕВ – У них большой комплекс мероприятий осуществлялось и по техническому прикрытию. В том числе, мы обменивались с ними опытом и в этом направлении, в чем-то наши технические и технологические системы выше по уровню, чем есть в лондонском метрополитене, в чем-то они нас немного опережают, а мы стараемся их догнать, т.е. это естественный процесс, но, в целом, лондонский метрополитен имел систему безопасности. Но то, что произошло, показало о том, что от терроризма защиты нет даже при самой эффективной системе.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Спасибо большое, у нас в прямом эфире по телефону был начальник московского метрополитена Дмитрий Гаев.