Анастасия Якорева Метро в аренду Привлекать инвесторов в московское метро имеет смысл только по договору концессии Департамент экономической политики и развития Москвы опубликовал проект «Стратегии социально-экономического развития Москвы до 2025 года», исходя из которого московское метро может быть частично приватизировано в течение следующих 13 лет. Предложение, которое может привлечь инвесторов, — это договор концессии, согласно которому плату за проезд будет взимать тоже частный инвестор. Фактически концессия — это договор аренды, когда концедент (государство) передает концессионеру право на эксплуатацию природных ресурсов, объектов инфраструктуры, предприятий, оборудования. Взамен концедент получает вознаграждение в виде разовых (паушальных) или периодических (роялти) платежей. Как отмечает директор ИА InfraNews Алексей Безбородов, по такой схеме работает, например, метро в Нью-Йорке и Лондоне. По словам Безбородова, сейчас в России нет полноценного закона о концессиях, хотя инвесторы-концессионеры уже работают на российских дорогах. В ноябре прошлого года глава Московского метрополитена Иван Беседин заявил, что российская столица намерена отдать одну из веток в концессию частным инвесторам — речь шла о 19-километровой ветке на девять станций метро от станции «Авиамоторная» до Люберецких полей, строительство которой еще находится в проекте. «В этом случае у ГУП "Московский метрополитен" есть шанс привлечь инвесторов, — считает Безбородов. — Входящий поток московского метро сейчас оценивают примерно в 2,5 млрд долларов ежегодно. Но тогда концессионер будет самостоятельно взимать плату за проезд и потом из этих денег платить взносы концеденту, то есть государству». Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин считает, что привлечение инвесторов в метро возможно также на условиях государственного софинансирования. «Например, как в Европе: за каждого пассажира инвестор получает 10 евроцентов, и столько же ему платит государство, — рассказывает он о возможных вариантах. — Но это сложная схема отбивания инвестиций, поэтому предпочтительнее все же договор концессии». В документе, предложенном департаментом, говорится, что внебюджетные инвестиции для развития метрополитена планируется привлечь в том числе за счет акционирования ГУП «Московский метрополитен». При этом отмечается, что контрольный пакет акций должен остаться в собственности города. Напомним, сейчас в московском метро нет ни одной частной ветки, однако станция «Мякинино» на западе Москвы была построена на деньги частного инвестора — совладельца торгово-выставочного комплекса «Крокус-Сити» Араса Агаларова. По оценкам экспертов, окупаемость даже одной построенной станции может быть очень длительной — от 15 до 20 лет. Для станций верхнего заложения этот срок чуть меньше — от пяти до десяти лет. Источник: “Эксперт Online”, 12 мая 2012 года.
|