METRO.Юбилеи |
Именинник приветствует
Сегодня Московский метрополитен по традиции подготовил для пассажиров подарки. На всех станциях можно приобрести билеты на две поездки с праздничным оформлением на обороте. Такие выпускаются в обращение исключительно в дни крупных праздников.
На станции "Красносельская" Сокольнической линии откроют мемориальную доску в честь Татьяны Викторовны Федоровой. Когда-то эта женщина была одним из первостроителей Московского метрополитена. Начинала свой путь рабочей на строительстве первой очереди метро, а впоследствии стала заместителем начальника Метростроя, Героем Социалистического Труда.
В выставочной зоне станции "Деловой центр" обновится фотоэкспозиция "Предъявление мира". Известный фотограф и журналист Юрий Рост представит вторую серию своих работ под общим названием "Птицы".
Справка
На станции "Деловой центр" есть Галерея "МЕТРО", которую при открытии было решено обновлять несколько раз в год. Первая экспозиция - "Предъявление мира", от того же Юрия Роста, была открыта 23 декабря 2005 года.
Подземные открытия
171-я станция Московского метрополитена "Деловой центр" была открыта для пассажиров 10 сентября 2005 года.
Павильон из алюминия и стекла находится на двух нижних ярусах Московского международного делового центра "Москва - Сити". Интерьер "Делового центра", выполненный в стиле хай-тек, гармонирует с архитектурой вышестоящего района.
Кроме функциональной и транспортной, здесь есть пешеходно-прогулочная, выставочная и информационная зоны. На открывшейся станции организована первая в Московском метро выставочная галерея. Она устроена вдоль пешеходного балкона над путями. Сейчас стены станции украшают работы Юрия Роста. Предполагается, что экспозиции будут менять друг друга несколько раз в год.
Справка
"Деловой центр" - первая станция нового пускового участка от станции "Киевская" до "Международной" Филевской линии. Планируется, что вторая станция, "Международная", откроется для пассажиров в сентябре 2006 года.
28 апреля этого года вестибюль станции "Семеновская" Арбатско-Покровской линии открыл двери после реконструкции.
Здесь установлены три новых эскалатора, оснащенных для безопасности пассажиров специальными щеточками и ярко-желтой подсветкой. В вестибюле появились новые кассы и модернизированные турникеты. Пол выстлан новыми гранитными плитами, на стенах - мраморная облицовка. Для сохранения архитектурного ансамбля по индивидуальным проектам были изготовлены дубовые входные двери и витражи, аналогичные изношенным.
Станция оборудована современными устройствами пожарной и охранной сигнализации. В центральном зале "Семеновской" в день открытия была представлена экспозиция, рассказывающая об истории станции, в частности, здесь можно было увидеть фотографии разных лет, а также уникальную находку строителей - входной билет на станцию "Сталинская".
Справка
Станция, построенная в 1944-м, была впервые закрыта на реконструкцию 15 мая прошлого года. До 1961 г. она называлась "Сталинской".
2 сентября 2005 года на станции "Маяковская" открылся второй выход. Новый вестибюль выполнен в лучших традициях метро - просторный зал с классическими колоннами, гранитный пол. На потолке - цитаты из стихотворений Владимира Маяковского.
После открытия нового выхода старый закрыли для замены эскалаторов, проработавших почти семь десятилетий. Одновременно будет вестись комплексная реконструкция и реставрация, которая позволит укрепить несущие конструкции, усилить гидроизоляцию и восстановить первоначальный облик станции. Ожидается, что полностью обновить станции удастся за полтора-два года.
Новые станции столичного метрополитена строятся по двум приоритетным направлениям.
Строгинско-Митинский участок от станции "Парк Победы" до "Кунцевской" и от станции "Крылатское" до станции "Митино" позволит улучшить транспортное обслуживание западных и северо-западных районов столицы. Кроме того, новые станции разгрузят северо-западный участок Таганско-Краснопресненской линии метро. Часть нагрузки на юго-востоке снимет центральный участок Люблинско-Дмитровской линии с двумя строящимися станциями - "Сретенский бульвар" и "Трубная".
В этом году продолжаются работы по реконструкции многих станций метрополитена. "Подземных ветеранов" восстанавливают, сохраняя первоначальный облик и архитектурные замыслы.
Уже проведена реконструкция станций "Красносельская", "Кропоткинская" и "Партизанская". На станциях "Марксистская", "Щелковская" и "Электрозаводская" установлены дополнительные и реверсивные турникеты.
Гости подземелья
Как выглядит среднестатистический пассажир? Его портрет - в результатах анкетирования пассажиров, проведенного газетой "Метро".
Итак, среднестатистический пассажир метрополитена ездит не менее трех раз в неделю, проводя при этом в пути более 30 минут. Большая часть опрошенных (72,3% респондентов) пользуется метрополитеном каждый будний день. Наименьшая частота поездок наблюдается среди пассажиров старшей возрастной группы (65 и более лет). 73,2% респондентов задумываются о своей безопасности во время поездок. При этом 43,4% респондентов считают метрополитен в целом безопасным видом транспорта. Лишь 12,8% оценивают уровень безопасности как очень низкий. 28,5% опрошенных сталкивались лично с неизвестными предметами на станциях и вестибюлях метрополитена. При этом 46,2% из них не уделяли особого внимания таким предметам и проходили мимо. 42,9% опрошенных при обнаружении подозрительных вещей обращались к работникам метрополитена, и лишь 10,9% опрошенных обращались к сотрудникам милиции.
Среди читателей, не сталкивавшихся лично с подозрительными предметами, 34,2% ответили, что в случае их обнаружения обратились бы к сотрудникам милиции, 35,2% - к работникам метрополитена, и лишь 30,6% прошли бы мимо. 25,2% читателей оценивают вероятность проведения террористических актов на Московском метрополитене как высокую. 52,4% считают, что вероятность терактов на метрополитене не превышает среднестатистической, 20,6% респондентов считают угрозу проведения терактов на метрополитене маловероятной.
Большинство респондентов (52,2%) считают, что для уменьшения вероятности проведения террористических актов на метрополитене необходимо усилить внимание самих пассажиров к вопросам собственной безопасности. 33,4% считают, что необходимо в первую очередь улучшить работу милиции. 14,4% считают первоочередной задачей в целях уменьшения угрозы терактов улучшение работы служб метрополитена.
Читатели оценивают безопасность Московского метрополитена в целом сопоставимой с безопасностью этого вида транспорта в столицах других государств. Лишь 18,2% читателей считают, что уровень безопасности Московского метрополитена ниже.
Зал ясновидения
Ситуационный центр появился в Московском метрополитене чуть больше года, но сегодня без него уже невозможно представить безопасную и стабильную работу метро.
Операторы Ситуационного центра в реальном времени могут заглянуть практически в любой закоулок метропространства, будь то станция, вагон или даже уличный переход.
Сейчас в Ситуационном центре в круглосуточном режиме работают три оператора и дежурный по метрополитену. К тому времени, как все станции оснастят информационными колоннами, штат будет увеличен до 10 человек. На восемь огромных плазменных мониторов выводятся картинки с камер, установленных на территории метрополитена. Операторы работают и в ночное время, когда из Ситуационного центра ведется контроль за расстановкой составов на станциях и проводятся необходимые работы. В свою очередь с раннего утра диспетчеры следят за тем, чтобы метрополитен па чал работу точно по графику, без сбоев.
Статистика
За период с 1 мая 2005 г. по 30 апреля 2006 г. в Ситуационный центр поступило 107458 обращений от пассажиров. Из них 104 890 обращений носили справочный характер, 2568-тревожный. С просьбой об оказании медицинской помощи обратились 1028 человек, вызвать сотрудника милиции просили 665. О нахождении на станциях и в вагонах поездов бесхозных вещей было 229 сообщений, о несанкционированной торговле на территории метрополитена - 196. 101 пассажир обращался по поводу нахождения бомжей на станциях и в вагонах, 95 жаловались на работников метрополитена и плохую работу устройств. Также были сообщения о падениях на путь, о гражданах, занимающихся попрошайничеством, и другие. По каждому сообщению была проведена оперативная работа, приняты меры по устранению нарушений и оказанию помощи пассажирам.
Красно-синяя скорая помощь
Все станции Московского метро будут оборудованы информационными терминалами (колоннами экстренного вызова) до конца 2006 года. Сейчас сине-красные колонны уже установлены на платформах и в вестибюлях всех станций семи наиболее загруженных линий метрополитена: Сокольнической, Замоскворецкой, Кольцевой, Таганско-Краснопресненской, Калужско-Рижской, Серпуховско-Тимирязевской и Каховской.
Принцип работы терминалов прост. Они состоят из красной и синей секций, на них расположены таких же цветов кнопки. Красная - для тревожных сигналов, синяя - для справок. Когда человек нажимает на одну из кнопок терминала, на экране в Ситуационном центре появляется изображение с камеры, установленной в колонне, дежурный видит обстановку и того, кто обращается за помощью.
Наибольшее число сообщений поступает в вечернее время - с 17.00 до 23.00 с центральных станций. Чаще всего пассажиры метрополитена спрашивают, как добраться до нужного места. Нередки обращения по поводу обнаружения на станциях забытых вещей, оказания медицинской помощи, хулиганских действий по отношению к другим гражданам, с просьбами вызвать сотрудника милиции.
История вопроса
Установка информационных терминалов в метро началась в 2004 г. в соответствии с федеральной программой по борьбе с терроризмом. За период их работы в Ситуационный центр Московского метрополитена поступило уже более 100 тыс. обращений справочного и экстренного характера.
Оксана Бойко
Углубиться в историю
У работников музея метрополитена на счету каждая ступенька. Здесь знают о метро все.
Народный музей открылся 6 ноября 1967 г., его основали работники - ветераны метрополитена. Редкие экземпляры собирались по крупицам, люди приносили свои фотографии, медали, образцы различной техники. В итоге музей получился историко-техническим.
В первом же зале посетителей удивляют цифрами. Оказывается, общая длина лестничного полотна эскалаторов в Московском метро равна 64,9 километра. А число ступенек - 166 717. Рядом в витрине действующая модель эскалатора. Директор музея Валентин Болотов рассказал, что модель собирали машинисты. Оказывается, этот эскалатор - точная копия подъемника на "Охотном ряду", правда, в 100 раз меньше.
В следующем, самом большом зале рассказывается об истории метрополитена. Среди фотографий ликующих пролетариев, лозунгов "Есть метро!" и официальных указов гордо располагаются основные орудия труда строителей первой очереди метрополитена: лопата, отбойный и чеканный молотки. Дальше - витрины, посвященные метрополитену времен Великой Отечественной войны. Есть фотографии со станций-бомбоубежищ. Строительство во время войны не прекращалось - было открыто 7 станций. Еще в музее отличное собрание билетов, жетонов и значков метро всех времен и из разных городов.
В двух дальних залах - самые интересные экспонаты. Первые турникеты с табло "Приготовьте 5-копеечные монеты". Есть и макеты вагонов с поручнями и сиденьями внутри. А заглянув сквозь стекло в кабину машиниста, посетитель может наконец убедиться, что руля там действительно нет. В музее имеется свой генплан - карта, на которой обозначены будущие станции и новые линии метрополитена.
Экспозицию планируют расширить. Для нее уже нашли помещение побольше. К 75-летнему юбилею на обозрение горожан представят все типы вагонов и бесценные фрагменты истории метрополитена.
Справка
Музей Московского метрополитена расположен в южном вестибюле станции "Спортивная" на втором и третьем этажах. Выставочная площадь составляет 255 кв. метров. Здесь 8036 единиц хранения. Вход бесплатный, экскурсии проводятся по предварительной записи, но в четверг музей можно посетить и в индивидуальном порядке.
© газета "Метро", N63, 15 мая 2006 года.