Приоритетным остается метростроение.

Интервью Генерального директора ОАО "Мосметрострой" Г.Я.Штерна редактору газеты "Метростроевец" Ф.А.Блиновой (опубликовано в №3 от 25 января 2002 года)

Ф.Блинова: Геннадий Яковлевич, можно ли назвать 2001-й удачным годом для Московского метростроя?

Г.Штерн: Понятие "удачный" весьма относительное, смотря с чем сравнивать, Я считаю, что для Московского метростроя год сложился неплохо. Выполнены значительно большие, чем в 2000-м, объемы работ, по предварительным итогам мы освоили более 2,5 млрд. рублей.
Коллектив работал по всем направлениям: строил метро и объекты Третьего транспортного кольца. Мы справились с поставленными целевыми задачами: сдан в эксплуатацию еще один участок Серпуховско-Тимирязевской линии от станции "Улица Академика Янгеля" до "Аннино", обеспечен на наших участках ввод в эксплуатацию тоннелей на Гагаринской площади.
Большая работа выполнена на сооружении Лефортовского: тоннеля, Споры о том, каким способом строить этот тоннель, задержали нас почти на четыре месяца, но были приняты меры, и за короткое время удалось наверстать упущенное. К концу года закончен монтаж оборудования, а 4 января началась проходка в полном технологическом цикле.

Ф.Блинова: Два года назад специалисты фирмы "ИНЭК" (она создана совместно с Департаментом строительства правительства Москвы) проводили независимый анализ финансово-экономического состояния Метростроя за период с 1995 по первое полугодие 1999 года. Результаты оказались неутешительными: финансово-экономическое положение оценивалось как неудовлетворительное и постоянно ухудшалось. Расходы превышали доходы. Задержка зарплаты доходила до шести месяцев. За два года ситуация существенно изменилась. Каким образом удалось это сделать?

Г.Штерн: Действительно, производственные успехи нельзя отделять от наших финансово-экономических дел. В 2001 году проблемы с зарплатой просто не стояли перед большинством руководителей строительно-монтажных организаций. В конце декабря они уже рассчитались за октябрь и выплачивали деньги за ноябрь месяц. Многие приняли меры по реструктуризации долгов в бюджеты разных уровней и во внебюджетные фонды. У деловых, нормально работающих руководителей и коллективы живут нормально.

Ф.Блинова: Назовите эти организации.

Г.Штерн: Могу в этот список включить примерно 80 процентов наших дочерних обществ. Неудовлетворен же я, в первую очередь, работой СМУ-7. При всем моем уважении к Василию Николаевичу Дорофееву должен сказать, что в условиях рыночной экономики дела у него складываются крайне плохо. Понимаю, что он переживает за коллектив, но своей инертностью и безынициативностью загнал СМУ-7 в тупик. В этом году придется принимать кардинальные меры, потому что СМУ-7 одна из тех организаций, на которых держатся горнопроходческие работы. Нам нельзя потерять кадры этого управления. Они не должны страдать из-за слабого руководителя.
Вы правильно заметили, что изменения начались после того, как нам представили аналитическую записку о тяжелейшем, финансово-экономическом положении Метростроя. Когда на должность первого заместителя генерального директора пришел Евгений Иосифович Кашин, было принято решение о создании своей квалифицированной финансово-экономической службы, которая будет заниматься и аналитической работой. Сегодня: у нас финансовым директором работает Леонид Александрович Астрин, компетентный специалист с высоким уровнем экономического образования, прекрасный аналитик. Астрин "разруливает" сложнейшие ситуации.
В нашем коллективе всегда были и есть прекрасные специалисты-строители, а тех, кто занимался бы финансовым планированием, финансовым управлением, не хватало. Строить-то мы умеем, но вопрос в том, во что обходится это строительство. И вот сейчас у нас сформирован довольно приличный финансово-экономический блок - это одна из наших побед. Потому что важно не только хорошо строить, но и экономически просчитывать расходы, чтобы была рентабельность, чтобы была прибыль, чтобы коллектив благополучно себя чувствовал. Тяжелый подземный труд метростроевцев должен достойно оплачиваться.

Ф.Блинова: А расценки на метростроении изменились?

Г.Штерн: Мы с Дирекцией строящегося метрополитена проиндексировали наши расценки более чем на 45 процентов по сравнению с 2001 годом. В стадии подготовки сборник элементных сметных норм ГЭСН-2001-29, который скоро выйдет, и расценки увеличатся еще на 30 процентов. Это - очень сложная работа.

Ф.Блинова: Узаконен ли наш имущественный комплекс?

Г.Штерн: Нет. Это самый больной вопрос, проблему не можем решить уже два года. Со стороны Метростроя вся подготовительная работа с Департаментом государственного имущества закончена. По нашей просьбе председатель совета директоров ОАО "Мосметрострой" Анвар Шамухамедович Шамузафаров, председатель Госстроя РФ, написал докладную записку в правительство России с просьбой узаконить имущественные отношения. Пока не будет решен, этот вопрос, нельзя провести реструктуризацию, юридически пока нельзя ликвидировать такие коллективы, как СМУ-1 и СМУ-2, хотя в них осталось по несколько человек.

Ф.Блинова: Геннадий Яковлевич, какие планы у Метростроя на 2002 год?

Г.Штерн: Сегодня чётко можно сказать, что на продолжение строительства Серпуховско-Тимирязевской линии до станции "Бульвар Дмитрия Донского" выделен примерно 1 млрд. рублей. На сооружение новой Бутовской линии на эстакадах пойдет 2,7 млрд. рублей.
Станция "Бульвар Дмитрия Донского" - пересадочный узел, где будут стыковаться два вида метро, традиционное и принципиально новое "легкое" метро на эстакадах. Но первый участок Бутовской линии, 1300 метров, пройдем под землей. Используем там механизированный щит канадской фирмы "Ловат". Наконец нам удалось вызволить его из таможенного плена, теперь этот щит является собственностью Московского метростроя, но пока еще не можем завезти его в Бутово - не освобождена стройплощадка. К сожалению, возникает масса проблем, из-за того, что нет утвержденной проектно-сметной документации. Без согласованного ТЭО трудно приступать к работе.
Сложно сегодня что-то прогнозировать по центральному участку Люблинской линии. Строительство его вызывает у меня наибольшую озабоченность, потому что на 2002 год выделено, сюда всего 100 млн. рублей, что нас, конечно, не устраивает. Мы еще будем работать с начальником Метрополитена Дмитрием Владимировичем Гаевым над тем, как увеличить капвложения.
Рано или поздно этот участок все равно придется, сдавать, но когда появятся деньги, есть опасность, что некому будет строить. Вряд ли сегодня найдутся организации, которые заменят Московский метрострой на центральном участке. Таких специалистов, как у нас, нет ни в Мосинжстрое, ни в горнопроходческих трестах. Можно построить тоннели мелкого заложения, можно построить тоннели монолитные, можно построить ("легкое" метро на эстакадах, но то, что предстоит сделать на центральном участке, под силу только нашим специалистам. В каждом деле должен быть мастер узкой специализации.
Сегодня стоит задача сохранить наши горнопроходческие СМУ. Как вы знаете, когда в 2001 году лимиты были исчерпаны, мы поддержали работы СМУ-7 и СМУ-8 за счет внутренних резервов. При этом были выполнены важнейшие задачи. Строители СМУ-8 завершили проходку наклонного хода станции "Трубная", которая тянулась годами, сконцентрировались и сделали, один из главных элементов станции, прошли натяжную камеру и продолжают дальше вести работы.
Решив вопрос замены чугунной обделки на железобетонную с металлическим экраном; мы обеспечили также и работу коллективу СМУ-7 на 738-й шахте, где идет проходка перегонных тоннелей от "Чкаловской" в сторону "Сретенского бульвара". Все это было сделано для того, чтобы поддержать коллективы горнопроходческих СМУ и сохранить их для дальнейшей работы на самых ответственных и сложных участках строительства станций и перегонов глубокого заложения.

Ф.Блинова: Будет ли Метрострой помогать Трансинжстрою на "Парке Победы"?

Г.Штерн: Мы будем с ними сотрудничать. Трансинжстрой - серьезная организация, будем трудиться вместе. Коллектив Юрия Павловича Рахманинова строит подземные объекты; а Московский метрострой выполнит свои традиционные, работы - путейские, отделочные, монтажные, сделаем все, что можем. Уже Тоннельный отряд № 6 приступил к сооружению верхнего строения пути, Управление спецработ примеривается к отделке, СМУ-4 - к монтажу. Этими объемами мы загружаем наши коллективы. Сегодня нигде нельзя отказываться от работы, которую нам предлагают, только надо посмотреть, выгодна она или нет.

Ф.Блинова: И стоит прежняя задача: брать работу, искать работу?

Г.Штерн: Естественно. Коллектив у нас большой, почти десять тысяч человек, можем выполнять большие объемы строительства. В 2002 году практически сворачиваются объекты Третьего кольца, кроме Лефортовских тоннелей и помощь, которую нам несколько лет оказывала Корпорация, иссякает. Так что надо выходить на городской строительный рынок, искать, где еще можно применить наши умения. Но приоритетным остается метростроение.

Ф.Блинова: На какие объекты выходят метростроевцы в 2002 году?

Г.Штерн: Будем продолжать строительство Серпуховско-Тимирязевской линии до "Бульвара Дмитрия Донского", тоннелей в районе Гагаринской развязки, реконструкцию "Воробьевых гор". У нас появится новая Бутовская линия. Решается вопрос работы с Корпорацией на Лефортовских тоннелях, где от точки "А" пойдет открытый участок. И еще ряд объектов будет задействован. Мы рассчитываем, что объемы будут больше, чем в 2001 году.

Ф.Блинова: Достаточно ли финансовое обеспечение?

Г.Штерн: Для того, чтобы коллектив был полностью загружен, в том числе и на центральном участке (а я на все наши дела всегда смотрю в аспекте метростроения, оно у нас всегда занимает приоритетное место), нам надо еще где-то 1,5 млрд. рублей. С Дмитрием Владимировичем Гаевым мы об этом уже говорили. Необходимо добавить инвестиции на центральный участок и на "Маяковскую". Кстати, в этом году будет и станция "Маяковская", если решится вопрос с финансированием, а он ставится серьезно, потому что строительная площадка в центре Москвы, всем уже надоела. И сейчас имеется такая предпосылка, что, возможно, начнется полнокровная работа по сооружению второго наклонного хода и вестибюля "Маяковской". Пока там стройка заморожена.

Ф.Блинова: Кто будет главным инвестором на строительстве метро в Москве в 2002 году?

Г.Я.Штерн: Это прерогатива заказчика. В российском бюджете на строительство метрополитена, по-моему, утверждено порядка 970 млн. рублей. Из них процентов 40-50 - доля Москвы. Но это не те деньги, которые делают погоду. Основные инвестиции идут из территориального Дорожного фонда Москвы (1,5 млрд. рублей), из бюджета Москвы и городских привлеченных источников выделено 2,7 млрд. рублей на строительство Бутовской линии. Московскому Метрополитену надо в целом около 7 млрд. для того, чтобы нормально загрузить своих подрядчиков и, сдать объекты в указанные сроки.
Мы сдаем в 2002 году станцию "Бульвар Дмитрия Донского", в 2003-м - Бутовскую линию. И все-таки хотелось бы 2005 году сдать центральный участок, хотя бы с двумя станциями - "Сретенским бульваром" и "Трубной". Желаю всем нашим метростроителям крепкого здоровья, чтобы успешно справиться с поставленными задачами.

Back Main