Интервью Дмитрия Гаева для радио "Эхо Москвы" 12 декабря 2000 года.

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Дмитрий Гаев, начальник Московского метрополитена.
Ведущая эфира Марина Королева.

М. КОРОЛЕВА - Добрый день!

Д. ГАЕВ - Здравствуйте!

М. КОРОЛЕВА - Ну, что, кому праздник - кому работа, да? Т.е. у Вас сегодня, насколько я знаю, вполне был рабочий день, т.е. Вы приехали сюда с работы? И действительно, давно в Москве такого не было, т.е. если подходить строго - просто никогда такого не было, чтобы на 2 дня закрывалась целая ветка, Сокольническая ветка метро. Как Вы оцениваете то, как это все происходило?

Д. ГАЕВ - Ну, прежде всего, я хочу поздравить радиослушателей с праздником. Сегодня праздник, День конституции - это веха в нашей истории, в нашей жизни. Ну, и вот в этот день мы переживаем и веху в истории Московского метрополитена. Действительно, впервые одна из линий метрополитена, первая линия метрополитена, которой 66 лет скоро исполнится, остановлена. Она стояла вчера для пассажиров, остановлена сегодня, нет пассажирского движения. Однако на ней ведутся активные работы по замене автоматической системы управления движением поезда, систем безопасности. Это необходимо было сделать, потому что та аппаратура, которая стояла на этой линии, та система, которая стояла, она находится в эксплуатации более 40 лет, она уже не отвечает современным требованиям с точки зрения обеспечения интенсивности движения. Более того, запасные части и сама аппаратура длительное время уже не выпускается - она и морально уже устарела. И поэтому необходимость перевода на более современную систему заставила нас отключить эту линию от пассажирского движения. Я только что вернулся из штаба, который находится на "Парке Культуры"-радиальной, Сокольнической. Работа идет по плану. В настоящее время идет приемка этой линии отдельными поездами. С 20 часов мы по этой линии поедем поездами обычным графиком для этого времени, без пассажиров. С 20 часов начнется приемка линии непосредственно уже при стандартном движении поездов. Наша задача - до 2 часов ночи, до обычного времени работы метрополитена полностью обкатать эту линию по графику, чтобы завтра с утра двери Сокольнической линии приняли своих пассажиров. И Сокольническая линия будет продолжать устойчиво и надежно возить пассажиров.

М. КОРОЛЕВА - Т.е. пока ничего непредвиденного не происходит, все идет, как Вы сказали, по плану, и можно надеяться, что продлевать вот эти 2 дня не придется? Т.е. завтра люди как всегда смогут поехать на работу по этой ветке, да?

Д. ГАЕВ - Ну, по-другому быть не может. Мы к этой работе тщательно готовились, поэтому неожиданностей мы не ждем. Естественно, в любой работе возникают какие-то внештатные ситуации, они возникали и вчера, возникают и сегодня. Но будем говорить, они устранимы, они не являются какими-то стратегическими ошибками. И потом, почему на 2 дня? Я хочу, чтобы нас тоже правильно поняли. Линия длинная, на ней находится, имеются зонирования, 7 различных участков, и если переводить по участкам, надо было закрывать по кускам эту линию на 7 дней подряд или не подряд, там, через неделю, что вызовет просто гораздо большие неудобства, поэтому и выбрано была такая схема, что лучше закрыть на 2 дня и полностью сделать всю линию, что мы сейчас и делаем.

М. КОРОЛЕВА - А вот пассажиры, которые завтра поедут по этой линии, они почувствуют какие-то изменения? Или это абсолютно технические некие подробности, которые людей и не должны интересовать?

Д. ГАЕВ - Пассажир внешне не будет ощущать это. Главное, что появляется на этой линии - во-первых, эта линия позволяет при необходимости увеличить размеры движения поездов, т.е. позволяет осуществить маневр при каких-то массовых перевозках, это раз. Второе - эта система, старая система, она тоже, в общем-то, обеспечивала безопасность, иначе бы мы не ездили, но она уже достаточно часто выходила из строя, требовала больших объемов ремонта, была несовершенна, и поэтому новая система позволит снизить сбои в работе этой линии, какие-то задержки поездов. Т.е. перевозочный процесс должен стать более устойчивым. Ну, и третье, самое главное - это система с гораздо большей гарантией обеспечивает предотвращение чрезвычайных ситуаций, которые могут возникать на линии как по техническим неисправностям, так и по ошибкам персонала.

М. КОРОЛЕВА - Вы напомнили нам, что это первая самая ветка, ей более 60 лет. Но есть некие ветки, которые были введены во вторую очередь, третью. Очевидно, на них тоже со временем потребуется замена таких же систем на автоматические. Что в ближайших планах по этому поводу?

Д. ГАЕВ - Следующий год - это Кольцевая линия.

М. КОРОЛЕВА - О, закрыть Кольцевую - это не то, что закрыть Сокольническую!

Д. ГАЕВ - Нет. Дело в том, что Кольцевая линия будет оснащаться новой системой, аналогичной той, что стоит на Сокольнической линии. Но там переход этот будет гораздо более простой, потому что она уже работает на подобной системе. Другое дело, что на Кольцевой линии одно из первый поколений этой системы стоит. Ну, идет время, система совершенствуется. Поэтому переход будет менее болезненным для пассажира. Следующий этап - Арбатско-Покровская линия, 2002 год, мы должны эту линию переключить на эту систему. И также, как сейчас на Сокольнической, перейти на работу в поездах на одно лицо. Сейчас у нас на Сокольнической линии работают машинист и помощник, на Арбатско-Покровской и на Филевской, эти линии работают в 2 лица. Но Сокольническая линия начинает уже с декабря переходить на работу в одно лицо. И до примерно 15 февраля все поезда на этой линии перейдут на эту систему, начнут обслуживаться все абсолютно поезда в одно лицо. Это, кстати, позволит и поднять зарплату работникам бригад, машинистам, что тоже немаловажно.

М. КОРОЛЕВА - Не значит ли это сокращение штата?

Д. ГАЕВ - Это значит перераспределение штата. Это сокращение штата, да, в двух депо - в депо "Черкизово" и в депо "Северное", это высвобождение помощников машинистов. Те, которые имеют право управления и прошли соответствующую подготовку, будут работать машинистами, потому что с одной стороны, количество помощников машинистов уменьшается, с другой стороны - увеличивается количество машинистов. Но есть высвобождение более 100 человек, которые перераспределяются в другие депо. Т.е. на улицу никто не уходит, работа есть для всех.

М. КОРОЛЕВА - Если подытожить эту тему, в ближайшее время, как я понимаю, не планируете вы вот так же закрывать на 2-3 дня какие-то линии. Ведь у нас впереди праздники новогодние, нет ли у руководства метрополитена каких-то подобных планов?

Д. ГАЕВ - Да нет, упаси Господь! Это жизненная необходимость была - закрыть Сокольническую линию. Мы получим новое качество для пассажиров. В перспективе при переключении Кольцевой линии таких проблем не будет, как я уже сказал. По Арбатско-Покровской - в зависимости от тех технических решений, которые там будут приняты, там придется временно закрывать какие-то участки этой линии. Будет ли она закрываться в целом или будет дважды или трижды закрываться по участкам - это будет определено проектом, который будет готов к середине следующего года.

М. КОРОЛЕВА - Номер нашего пейджер 788-00-88 для абонента "Эхо Москвы", вы можете задавать свои вопросы Дмитрию Гаеву, только, пожалуйста, подписывайте свои сообщения, потому что у нас не принято читать анонимные. Есть вопрос здесь по поводу Сокольнической ветки: "Будет ли продлена Сокольническая ветка от "Юго-Западной"?"

Д. ГАЕВ - Есть такая идея. Она возникла при обсуждении проблемы обслуживания Солнцева с депутатами Мосгордумы, избранными в Думу от данного округа. Сейчас прорабатывается техническая возможность прохода легким метро от "Юго-Западной" через Востряково в Солнцево. Если это удастся по планировочным решениям, если мы не столкнемся с необходимостью прохождения каких-то зон, где нельзя пройти, идея может быть отодвинута. Окончательное решение будет принято к середине следующего года, потому что апрель - это срок выдачи ТО на вот это продление. Но это вот наиболее реальный ход для того, чтобы быстро, относительно, конечно, быстро, но быстрее, чем это планировалось раньше, дать скоростной внеуличный транспорт в зону Солнцево. При этом мы сделали анализ. Почему и родилась такая идея - мы сделали анализ: сегодня Внуково, Востряково, Солнцево, т.е. весь этот регион, прибывает в Москву помимо железной дороги на автобусах, которые везут пассажиров к станциям "Юго-Западная" и "Проспект Вернадского". Новых пассажиров там особо не предвидится, линия справляется с этими перевозками. Следовательно, если продлить эту линию в Солнцево, то при очень небольшом росте общего пассажиропотока из этой зоны - какая-то часть пересядет из электрички на метрополитен - эта линия в состоянии обеспечить эти перевозки. Плюс новая система позволяет увеличивать и размер движения на этой линии. Так что это действительно реальный хороший проект с минимальными капитальными затратами, дающий быстрый и градостроительный, и транспортный эффект. При этом в апреле 2001 года мосты Метромоста, именно метромосты Метромоста - вроде бы глупо звучит, но это так, будут сдвинуты, а так и планируется, на прежнее место, и мы восстановим движение по Метромосту по старой схеме, т.е. он пойдет по родному мосту. Это позволит и решать вопросы с увеличением размеров движения в целом по этой линии. Вот такая перспектива у Сокольнической линии.

М. КОРОЛЕВА - Вы сказали уже, что с точки зрения сотрудников метрополитена все было нормально, все шло по плану. А вот с точки зрения пассажиров - вы как-то отслеживали их удобства, неудобства, их поведение в эти 2 дня? На мой взгляд, вчера, когда я ехала в метро, я видела, что многие как бы с удивлением наталкивались на объявления или выслушивали их по радио.

Д. ГАЕВ - Как много Вы видели таких людей?

М. КОРОЛЕВА - Довольно много, скажем, на "Театральной" - там, где они не могли перейти.

Д. ГАЕВ - Как много?

М. КОРОЛЕВА - Я думаю, что несколько десятков, которые разворачивались в изумлении и спрашивали - как, что, в чем дело?!

Д. ГАЕВ - Ну, эта линия везет в обычный день примерно 600-700 тысяч пассажиров.

М. КОРОЛЕВА - Но это был праздничный день.

Д. ГАЕВ - Ну, 300-400 тысяч в праздничный день она везет. Всегда есть какая-то категория людей, которые не обращают внимание на объявления ни в газетах, ни по телевидению, ни по радио, ни то, что ведется вещание в метрополитене, расклеены объявления. Информации была предостаточно. Но всегда есть определенная категория людей, которая пока вот не уткнется в ситуацию, не начинает выяснять причины. К сожалению, это есть, но в целом проблем по перевозкам на метрополитене на станциях пересадочных на Сокольническую линию не возникало.

М. КОРОЛЕВА - Переходим к теме метро вообще, и самая животрепещущая, как со стороны метрополитена, так и со стороны пассажиров - это, естественно, деньги.

Д. ГАЕВ - Деньги портят отношения между людьми.

М. КОРОЛЕВА - Но, тем не менее, от них некуда деться, особенно в том, что касается оплаты метро. Когда мы подходим к кассе и должны купить билетик, либо это разовый билет, либо на несколько поездок, либо это единый проездной. Многие говорят, что дорого. На ваш взгляд?

Д. ГАЕВ - Видите ли, в чем дело? Каждая вещь стоит ровно столько, сколько она стоит. Средняя стоимость поездки в Московском метрополитене сегодня составляет 2 рубля 12 копеек. Кто-то, кто не является постоянным клиентом метрополитена, а таких примерно ежедневно около 600 тысяч человек, пользуются разовыми поездками и платят по 5 рублей. Тот, кто более рационально считает свой бюджет, нас не учили считать бюджет, только сейчас, последние 10 лет начали пытаться считать свой бюджет, значит, выбирают лучший тарифный план, который им наиболее удобен. Метро должно стоить столько, сколько оно стоит.

М. КОРОЛЕВА - Но на Ваш взгляд, оно сейчас достаточно стоит или цены надо повышать? Планируется ли повышение цен в будущем ближайшем?

Д. ГАЕВ - Нет, я считаю, что стоимость проезда в метрополитене отражает объективную действительность. Ведь не самоцель метрополитена - повышать стоимость проезда. Мы за счет этих денег не занимаемся развитием, потому что развитие метрополитена идет за счет других источников. Тариф покрывает только эксплуатационные расходы метрополитена. Не тронут электроэнергию, не вырастут затраты метрополитена на перевозку одного пассажира, следовательно, не будет потребности в увеличении средств, необходимых для перевозки пассажиров. Оказии могут появляться разными путями - они могут появляться в виде доплат со стороны города, т.е. вот обеспечения этой социальной задачи, которой правительство Москвы постоянно занимается, могут решаться и через повышение тарифов. Но если сравнивать тариф с доходами москвичей, то я думаю, что повышение тарифа, ну, необъективно. К сожалению, в прессе проскочила некоторая информация, я не понимаю, откуда она появилась, о том, что якобы в бюджете Москвы следующего года заложено увеличение плат за коммунальные услуги и общественный транспорт. Ну, знаете, для меня, откровенно говоря, это было откровением. Я смотрел бюджет, я работаю с правительством очень тесно и я член коллегии комплекса городского хозяйства правительства Москвы - эта тема не обсуждается, т.е. эта цена достаточно объективна...

М. КОРОЛЕВА - Т.е. мы можем успокоить москвичей, что цены повышаться в ближайшее время не будут?

Д. ГАЕВ - Ну, если нам не устроят очередной дефолт, всем нам, не только, допустим, метрополитену, а всем нам... К примеру, электроэнергия - очень важный вопрос. У нас же практически около 26-27% расходов составляет стоимость электроэнергии, которую мы потребляем на перевозку пассажиров. Мы каждый год добиваемся определенной экономии, добиваемся снижения расхода электроэнергии. Но это же, если мы выигрываем 1-2% по расходу электроэнергии, за счет этого тариф нельзя регулировать. А если стоимость электроэнергии возрастет в 2-3 раза, то соответственно, пропорционально будут расти и затраты метрополитена на перевозку пассажиров. Поэтому если не произойдет ничего сверхординарного с точки зрения ценообразования в нашей стране, то стоимость проезда в метрополитене, я думаю, в 2001 году будет стабильна.

М. КОРОЛЕВА - Вот, транспортники часто говорят о такой категории как льготники. Льготников у нас много, их осталось много еще от советских времен, прибавились еще и новые. В связи с этим мне всегда было интересно узнать, вот метро у нас сейчас - это убыточное предприятие или доходное?

Д. ГАЕВ - Давайте начнем с того, что в Московском метрополитене и в других метрополитенах СССР, Вы сослались на советские времена, льготников, кроме рядовых и сержантов в форме, не было.

М. КОРОЛЕВА - Ну, дети еще, до 7 лет.

Д. ГАЕВ - Ну, это исторически, всегда, это и не считается льготниками - это, я считаю, дань общества подрастающему поколению. Т.е. весь вот этот обвал льготников, в частности, по метрополитену, в России приходится именно на период, начиная с 1991 года.

М. КОРОЛЕВА - Ну, прежде всего, пенсионеры, видимо, да?

Д. ГАЕВ - Сегодня 48% пассажиров не оплачивают свой проезд, ездят бесплатно. По-моему, есть проблема серьезная. На второй ваш вопрос: метрополитен - это прибыльное предприятие. Это хозрасчетное предприятие, имеющее цену на перевозку, имеющее уровень рентабельности определенный.

М. КОРОЛЕВА - Даже учитывая то, что половина пассажиров не платит за билет?

Д. ГАЕВ - Вот я только хотел продолжить, что если бы за льготников платили, мы бы вообще были бы уважаемые люди, которые даже бы платили налоги с прибыли. Но, к сожалению, увы и ах, каждый год мы кончаем с убытком, потому что если правительство Москвы в принципе решило вопрос по погашению тех льготников, которым это право предоставлено правительством Москвы, то на федеральном уровне этот вопрос только-только начинает решаться. Но уже отрадно то, что идет попытка его решить. Уже на следующий год планируется компенсация транспортникам, не только метрополитену, а вообще общественному транспорту определенных сумм по перевозке т.н. служебных льготников. Сейчас на выходе находится проект закона РФ по данному вопросу и проект постановления правительства соответствующее. Это не лишение, я сразу хочу сказать - никого льгот лишать не собираются.

М. КОРОЛЕВА - Просто за них будут платить?

Д. ГАЕВ - Разрабатывается механизм оплаты транспортным организациям за перевозку льготных пассажиров.

М. КОРОЛЕВА - Ну, а как это будет происходить, если попробовать объяснить это на пальцах, что называется?

Д. ГАЕВ - Ну, в разных регионах, а разных видах транспорта по-разному. Метрополитен - это тот вид транспорта, который имеет автоматизированные системы контроля прохода, который может посчитать каждого, будь то военнослужащий, судья, прокурор, депутат, и выставить в соответствии счета за перевозку данной категории пассажиров. Мы отрабатывали эту методику в Москве, отрабатывается эта методика и в питерском метрополитене. У нас уже около 10 категорий вот таких льготников, за которых платят организации, уже переведены на специальный электронный билет. Мы будем продолжать эту работу и в следующем году. И я думаю, если будет все удачно, то мы за следующих год должны максимально обеспечить всех льготников, как московских, так и федеральных, основные группы, электронными билетами на основании учета, который при проезде в метрополитене, и будут выставляться соответствующие счета.

М. КОРОЛЕВА - Пенсионеры тоже имеются ввиду?

Д. ГАЕВ - Естественно. Пенсионеры и ветераны, ведь есть 2 категории. Значит, по московскому законодательству, любой пенсионер Москвы и Московской области имеет право бесплатного проезда в общественном транспорте, включая метрополитен. По федеральному законодательству - ветеран труда. Но расходы за ветерана труда так же законом возложены на территориальные органы управления.

М. КОРОЛЕВА - Очень много вопросов на пейджер. Но начнем с братьев наших меньших: "Пожалуйста, выясните у Гаева возможности провоза средних собак в метро. Для людей с небольшими доходами это серьезная проблема летом в дачный сезон"

Д. ГАЕВ - Ну, это запрещено. Мелких можно перевозить в хозяйственных сумках, в клетках, а более крупных животных запрещено, во-первых, с точки зрения безопасности своих животных, и во-вторых, с точки зрения безопасности окружающих.

М. КОРОЛЕВА - Т.е. какие-то там, не знаю, параметры собак? Я не собаковладелец, поэтому, что такое средняя собака, я только приблизительно могу знать.

Д. ГАЕВ - Вы знаете, я просто не рекомендую перевозить собак в метрополитене по целому ряду причин. Например, на эскалаторе ее надо держать на руках, чтобы собака не повредила свои лапы на эскалаторе - к сожалению, такие факты есть с очень тяжелыми последствиями и для окружающих, и для собак, это раз. А во-вторых, у собак ведь есть одна особенность - они очень плохо переносят замкнутое пространство, и в переполненном метрополитене вот этот фактор может сильно повлиять на собаку с непредсказуемыми последствиями как для окружающих, так и для самой собаки.

М. КОРОЛЕВА - "Будет ли когда-нибудь какая-нибудь ветка в Бирюлево, а то ведь район задыхается?"

Д. ГАЕВ - Пока не планируется.

М. КОРОЛЕВА - "Скажите, когда откроется станция "Славянский бульвар"?"

Д. ГАЕВ - "Славянский бульвар" - на следующий год мы начинаем работать потихоньку, к сожалению, из-за малых средств, на том направлении. Примерно 4-5 лет.

М. КОРОЛЕВА - "Почему все время пожары и задымления на "серой" ветке?"

Д. ГАЕВ - Ну, пожары и задымления не только на "серой" ветке. Недавно было задымление на станции "Планерная", это не "серая" ветка.

М. КОРОЛЕВА - С чем это связано?

Д. ГАЕВ - Дело в том, что это связано, в первую очередь, с уровнем техники. К сожалению, у нас с вами и дома лампочки перегорают, и розетки вспыхивают. Я не согласен, что метрополитен подвержен как болезни или эпидемии пожарам и задымлениям. Но, к сожалению, такие случаи бывают. И не только на серой ветке.

М. КОРОЛЕВА - Кстати, есть ли своя пожарная служба у метрополитена? Или для ликвидации таких вещей нужно вызывать общепожарную службу города?

Д. ГАЕВ - Нет, у нас есть общий регламент, у нас есть надзор - служба наземной пожарной охраны, который осуществляет контроль за выполнением метрополитеном соответствующих противопожарных мероприятий и правил. В любом случае, это закон - что бы не произошло, дежурный по станции должен позвонить в 01, сообщить в пожарную службу города, а после этого принимать меры имеющимися средствами пожаротушения по локализации и по тушению огня.

М. КОРОЛЕВА - А вы не планируете, т.к. метро разрослось, и фактически метро уже равно городу, не планируете создать нечто вроде своего собственного отряда быстрого реагирования, для того, чтобы выезжать на такие случаи?

Д. ГАЕВ - Вы знаете, каждый должен заниматься своим делом, и поэтому у нас со службой пожарной охраны Москвы четкое распределение обязанностей, четкое взаимодействие. Мы проводим совместные тренировки. Мы должны возить пассажиров.

М. КОРОЛЕВА - Вот еще вопрос: "Когда проведут метро в Бутово, а то народа много, а метро нет?"

Д. ГАЕВ - На следующий год мы с вами доедем от Россошанской, "Улица Академика Янгеля", до Анино. В 2002 году мы приедем на "Бульвар Дмитрия Донского". И параллельно мы начинаем проектирование и первоначальные работы по строительству линии метрополитена от "Бульвара Дмитрия Донского" дальше, в Южное Бутово.

М. КОРОЛЕВА - По поводу Сокольнической линии, спрашивают, насколько персонал профессионально подготовлен к общению с новым оборудованием и второй вопрос - смысл был такой: вы планируете посадить одного человека в поезд, одного машиниста, без помощника машиниста, и слушатель спрашивает, не опасно ли это? Представим себе, что что-то случилось с этим человеком.

Д. ГАЕВ - Ну, во-первых, давайте так: на 8 линиях из 11 мы работаем в одно лицо, т.е. квалификация наших работников достаточно высокая с точки зрения управления движением поезда. А что касается персонала по работе с этим оборудованием - да, мы обладаем достаточным количеством высоконадежного персонала, который, кстати, и осуществляет все это переключение.

М. КОРОЛЕВА - Но насколько я понимаю, вопрос нашего слушателя был немного в другом, когда речь шла об одном машинисте - не о том, насколько он профессионально готов, в этом никто не сомневается практически, а скорее, о таком моменте, как несчастный случай. Вот, что-то произошло, сердце остановилось у человека, а он один на линии.

Д. ГАЕВ - Автоматика поезд остановит.

М. КОРОЛЕВА - "Как связаться с вами, чтобы выдать рационализаторское предложение по эскалаторам? Будет ли планироваться доработка платформы "Библиотеки им. Ленина" - на мой взгляд, она не безопасна с точки зрения прохождения?"

Д. ГАЕВ - Пожалуйста, позвоните 222-10-01 - это моя приемная. Если я на месте, вас со мной соединят. Если я не на месте, вам подскажут номер факса, я сейчас его не помню, по которому вы могли бы сформулировать свои предложения. Плюс каждый понедельник с 16:00 я веду прием граждан - пожалуйста, записывайтесь на прием.

М. КОРОЛЕВА - Ну, и вопрос по поводу платформы "Библиотеки им. Ленина" и ее небезопасности.

Д. ГАЕВ - Вы знаете, я не знаю суть вопроса. Может быть, человек замечает то, что мы не замечаем? Я с такой проблемой не сталкивался пока.

М. КОРОЛЕВА - Напоминаю, у нас в гостях был Дмитрий Гаев, начальник Московского метрополитена. Все ваши вопросы, пришедшие на пейджер, на которые мы не успели ответить в прямом эфире, мы распечатаем Дмитрию Владимировичу, и, как я понимаю, он сможет ответить на них - где?

Д. ГАЕВ - Через газету "Метро".

М. КОРОЛЕВА - Так что читайте ответы на свои вопросы и слушайте "Эхо Москвы".

Back